Паремии пресвятой богородице. Третья паремия богородичных праздников с толкованием святых отцов

Икона — София Премудрость Божия (Киевский чин)

В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы мы завершаем знакомство с толкованием паремийных чтений Богородичных праздников. Сегодня читаем с православными экзегетами и святыми отцами изъяснение на третью паремию праздников в честь Пресвятой Богородицы – Притчей чтение.

Книга притчей царя Соломона. Глава 9: 1-11

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,»
Синодальный перевод:
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

Свт. Иоанн Златоуст:
«Сын Божий, ставший Человеком, уготовал Себе Дом от плоти Девы, Дом – Дева, Церковь, душа верного, Царство Христово; столпы седмь – дары Духа Святаго, семь таинств, семь соборов»

Свт. Иоанн Шанхайский:
«Праотец Иаков древле видел во сне лествицу, утвержденную на земле, верх которой досязал до небес, прообразовавшую Ту, через Которую снизшел на землю Сын Божий. Псалмопевец царь Давид воспевает Ее, как Царицу представшую одесную Царя в ризы златы одеяну и преукрашену, вся слава Которой внутрь Ея. А премудрый Соломон говорит о Ней в книге Притчей, как о Доме Премудрости: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9:1). Домом, в котором обитала Превечная Премудрость при воплощении и явилась Пречистая Дева Мария. Столпы сего Дома суть Ее добродетели. Число семь у древних восточных народов обозначало совершенство, и семь столпов у Дома обозначает совершенство в добре Матери Божией. Посему на иконах изображается Премудрость Божия, Сын Божий, на престоле, как бы в здании на семи столпах, обозначающем Его Пречистую Матерь. Наверху семь архангелов, с обеих сторон семь пророков со свитками, исписанными предсказаниями о Богородице, а внизу наименование семи добродетелей. Седмеричное число, многажды повторенное означает духовное совершенство Пресвятой Девы».

«заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;»
Синодальный перевод:
заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

Свт. Феофан Затворник:
« [В доме-Церкви]«приготовила... трапезу», – слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови».

«посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи:»
Синодальный перевод:
послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

Свт. Феофан Затворник:
«И «послала слуг своих», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю.
Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Притч. 8:36), и пожалей себя».

София, Премудрость Божия (Новгородский чин)

«иже есть безумен, да уклонится ко мне»
Синодальный перевод:
кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:

Свт. Феофан Затворник:
«Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда» (Притч.9:4).
Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем».

«И требующым ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам:»
Синодальный перевод:
идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

Свт. Иоанн Златоуст:
« Требующим - еще не получившим силы Святого Духа, только начавшим, а не совершенным. Приидите - узнайте истинный и прямой путь, и пийте вино - и примите Духа Святого, как вино. Ядите - укрепитесь Моими словами и Таинствами» .

«оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся: и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении»
Синодальный перевод:
оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума

Епископ Виссарион (Нечаев):
« Премудрость, приглашая невежд к Своей трапезе, повелевает им оставить неразумие, т.-е. неверие, сомнения и заблуждения касательно того, что она внушает им, и вступить на путь разумения, т.-е. покорить разум в послушание веры, в ней искать просвещения и руководства ко спасению. Трудно это для человека естественнаго, склоннаго судить невежественно. Ему начнут говорить о рождении свыше, как необходимом условии для вступления в Царствие Божие; а он поспешит сделать неуместное возражение: како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матере своея и родитися (Ин. 3:4)? Пред ним станут изображать блаженство общения со Христом чрез вку­шение Тела и Крови Его; а он поймет это в грубом смысле и скажет тоже самое, что некогда сказали Самому Иисусу Христу слушавшие Его беседу об этом предмете: «какия странныя слова! Кто может это слушать» (Ин. 6:60)? Пред ним заведут речь об искуплении грешнаго человека крестными страданиями и смертию Богочеловека; но слово крестное не может вместиться в плотском уме: для Иудеев оно соблазн, для Еллинов безумие (1 Кор. 1:23). Самые Апостолы, доколе не были просвещены Св. Духом, не вмещали сего слова, разрушавшаго их плотския мечты о Царстве Мессии (Мф. 17:23). Но как ни трудно, а надобно отказаться от плотскаго образа мыслей о предметах веры, чтобы он не препятствовал нам вступить на путь веры. Что же нужно для удаления этого препятствия? Нужно как можно сильнее и глубже восчувствовать в себе потребности духовныя,-потребности возрождения, обновления и освящения духовной природы. По мере того, как эти потребности будут усиливаться в нас, по мере того, как будет укореняться и возрастать в нас чувство нашей духовной немощи в борьбе со грехом, скудости наших естественных сил для истиннаго просвещения и освящения, чувство нужды в благодати Божией,-по мере всего этого сам собою будет в нас падать плотской образ мыслей касательно того, что вера предлагает нам для спасения. Так например проповедь о кресте Христовом уже не будет казаться безумием тому, кто решится безпристрастно оценить нравственное свое состояние пред судом совести и закона Божия, и потом взвесить всю тяжесть вины пред Богом грешника, всю великость ответственности его пред безконечным правосудием Божиим; он поймет тогда, что для примирения с Богом грешника, безконечно Его оскорбившаго, потребно безконечно великое удовлетворение, безконечно великая жертва, и что, следственно, нечему удивляться, если для принесения такой жертвы нужно было Самому Сыну Божию смирить Себя до смерти крестной. А поняв все это, человек с радостию вступит на путь веры в Распятаго за нас Сына Божия, ибо только в ней одной он найдет успокоение для своей смущенной грехами совести и просвещение для своего ума, блуждающаго во мраке невежества и сомнений.
Тем, которые вступят на путь истиннаго разумения, то-есть на путь веры и свой разум просветят ведением истины, Премудрость обещает даровать жизнь и воцарение во веки. И будете жить: разумеется жизнь благополучная здесь на земле и блаженная в вечности.- Да во веки воцаритеся: под воцарением во веки разумеется участие в благах Царства Небеснаго» .

«Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго порочна сотворит себе (обличения бо нечестивому раны ему)»
Синодальный перевод:
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе

Епископ Виссарион (Нечаев):
« В следующих четырех стихах Премудрость, прерывая свою речь к невеждам, обращается к своим слугам или провозвестникам ея воли с наставлениями о том, как они должны употреблять данную им власть обличать и вразумлять. Наказуяй (поучающий) злыя приимет себе безчестие; обличаяй же нечестиваго, порочна сотворит себе (запятнает себя самого). Обличения бо нечестивому - раны ему.
Сими словами Премудрость предостерегает слуг своих от близкаго общения с людьми, явно упорствующими против истины, насмехающимися над ней. Старание вразумить таковых, наставить на путь истины, не только будет безуспешно, но и подвергнет вразумляющаго безчестию или поношению с их стороны; они не могут простить обличителей, ибо обличения - раны для нечестиваго, т.-е. раздражают его, как тяжело уязвленнаго горькою правдой со стороны обличителей. А если ревность увлечет учителя мудрости до препирательства с нечестивыми, до резкаго обличения их заблуждений, то этим увлечением он сам наложит на себя пятно или отпечаток лжеименной мудрости, любящей словопрения» .

«Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя»
Синодальный перевод:
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя

Епископ Виссарион (Нечаев):
« Слуги Премудрости не должны открыто и резко обличать людей, явно упорствующих против истины, еще и потому, что сим обличением могут навлечь на себя не одно презрение и насмешки этих людей, но и ненависть и злобу их, и чрез то могут подвергнуть опасности свою свободу и жизнь. Не давая свободы своей ревности в обращении с врагами истины, провозвестники ея чрез это самое и их спасут от греха насилия и себя соблюдут для дальнейших подвигов проповедания истины. Наставление не вступать в близкия сношения с явными врагами истины, повторено Иисусом Христом: не дадите святая псом, ни поетайте бисер ваших пред свиниями, да не попрут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы (Мф. 7:6). Должно впрочем заметить, что в том и другом наставлении внушается не безусловное запрещение, а только осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь обязывает нас везде распространять добро и пещись о спасении всех, по примеру Самого Бога. Который хощет всем спастися и в разум истины приими. Между тем благоразумие требует пред известными людьми в некоторых случаях лучше молчать, нежели говорить истину, когда, то-есть, наперед ясно видно, что благонамеренныя внушения будут отвергнуты с презрением. Сим правилом руководствовался Сам Спаситель. Пред судом Анны (Ин. 18:20-21), Каиафы (Мф. 26:63) и синедриона (Лк. 22:67) Он почти ничего не сказал в обличение врагам Своим. Ревность о спасении заблуждающихся и желание предостеречь других от их заблуждений побуждали Спасителя произносить сильныя обличения вообще против фарисеев; но в редких случаях эти обличения Он направлял против кого-нибудь лично. Он щадил даже Иуду предателя. Нередко свои обличения Он прикрывал притчами.
Обличай премудра, и возлюбит тя. Вместо того, чтобы без пользы тратить время и труд на вразумление врагов истины, гораздо благоразумнее поступит слуга Премудрости, если будет иметь дело только с людьми премудрыми, то есть способными принять наставления. Только они могут оценить эти наставления и с любовию выслушать даже обличения» .

«Даждь премудрому вину, и премудрейший будет: сказуй праведному, и приложит приимати»
Синодальный перевод:
дай [наставление]мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание

Свт. Иоанн Златоуст:
« Даждь премудрому вину. Вина (ἀφορμή) есть обличение, дело спасительное и полезное, или говорит (o вине) посредством слов, потому что так поднимется на высоту учения (ἀναγωγῆς). Сказуй праведному, то есть, благомыслящему, показывай пути праведности, и приложит вместо: возлюбит тебя, исправляя вследствие обличения грехи от невнимания» .

«Начало премудрости страх Господень, и совет святых разум: разумети бо закон, помысла есть благаго»
Синодальный перевод:
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум;

Епископ Виссарион (Нечаев):
«Итак вот почему искренно любящие мудрость и правду не оскорбляются обличениями и с охотой принимают уроки истины и правды: это потону, что основанием их стремлений к мудрости, главным предметом их изучения есть страх Божий, или обучение себя благочестию, и что для них дороже всех познаний в мире преуспеяние в вере и благочестии. А кто руководствуется страхом Божиим и непрестанно имеет в мыслях своих Господа, тот не станет гордиться своими достоинствами, чтобы такою гордостию не оскорбить Того, пред Которым он чувствует себя прахом и пеплом, тот всегда безпристрастен и строг к самому себе и потому не сочтет унизительным для себя выслушивать и от других указания своих недостатков и советы. Для него не тяжко слышать совет людей святых. В этих советах находит он источник разума, праваго разумения закона Господня. Ибо разумети закон помысла есть благаго. Кому как не святым, преуспевшим в Богоугождении, свойственно благомыслие? И следственно у кого лучше, как не у них учиться познанию закона Божия? Зная его, они готовы делиться с другими своим знанием».

«Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота твоего»
Синодальный перевод:
потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Епископ Виссарион (Нечаев):
«В остальном стихе паримии Премудрость возобновляет речь Свою к невеждам, прерванную замечаниями о правилах благоразумия в обличениях и вразумлениях. Премудрость продолжает раскрывать то, что сказано в конце предшествующей речи ея к невеждам. Там она обещала им за послушание ея урокам жизнь: «и будете жить», а здесь она подтверждает это обещание. Она говорит:
Сим бо образом многое поживеши время и приложатся тебе лета живота твоего.
Обещание долголетия за исполнение уроков мудрости не раз встречается в книге Притчей (слич. Притч. 3:2, 16, 21; Притч. 4:10, 15). Нет сомнения, что такое обещание относится главным образом к настоящей жизни, подобно многим другим тогоже рода обещаниям в награду за исполнение закона Божия, стол обычным в книгах Ветхаго Завета (Втор. 8:1; Втор. 30:20). Долголетие есть, можно сказать, естественное последствие жизни согласной с правилами мудрости и благочестия. Провождают такую жизнь обыкновенно избегают излишеств, губительных для здоровья и преждевременно сокращающих жизнь, и потому благополучно доживают до глубокой старости. Обетование Божие еще более споспешествует тому, что должно быть по естественному порядку вещей. Но одну ли только временную жизнь имеет в виду Премудрость, когда обещает долголетие послушным ей ученикам? Нет, этой одной награды было бы для них мало. Праведницы во веки живут (Прем. 5:15), по слову другаго мудреца. Благочестие, говорит святый Апостол, на все полезно; ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни» (1 Тим. 4:8). Должно думать, что и долголетие, обещаемое Премудростию ея ученикам, не ограничивается настоящею жизнию и служит только предначатием блаженной жизни в вечности.

Часть разсмотренной паримии (гл. 9, 1-11) читается в Богородичные праздники. Это потому, что под Премудростию, о которой идет здесь речь, должно разуметь Сына Божия-Ипостасную Премудрость. Но Ипостасная Премудрость изображается здесь не в предвечном Своем бытии, а в состоянии воплощения: она устрояет на земле Церковь и на Своей трапезе предлагает людям в пищу пречистое Свое Тело, то самое тело, которое наитием Святаго Духа образовалось в утробе Приснодевы Марии. Посему, хотя в паримии не говорится прямо о Богоматери, но так как Она послужила орудием воплощения Сына Божия, то весьма естественно подразумевать Ее там, где говорится о воплощении Втораго Лица Святыя Троицы. Если же так, то понятно, почему в праздники Богородичные положено читать паримию, которая, если не называет Богородицу, то по крайней мере явственно напоминает о Ней верующему. Прибавим: под домом Премудрости, как мы изъяснили, разумеется собственно Церковь, устроенная Христом и Им обитаемая. Но как в обыкновенных домах устрояется несколько покоев и помещений, так и обширный дом Премудрости заключает в себе множество обителей, то есть верующих во Иисуса Христа, ибо в каждом из них обитает Он, как в жилище Своем, вселяясь в него пречистым Телом и Кровию Своею. Но между сими обителями Христа в обширном дому Его, в Церкви, первое место занимает Пречистая Матерь Его, Которая посему и называется в церковных песнях палатою и престолом Царя, пречистым храмом Спасовым, как вместившая Богочеловека во чреве Своем. Таким образом можно думать, что понятие о Богоматери, как о палате Царя-Христа, о доме Ипостасной Премудрости, могло послужить новым основанием церковнаго обычая в праздники Богородичные читать паримию, содержащую изображение дома Премудрости, в котором первое место принадлежит Богоматери - палате Христа-Царя.- Та же часть паримии читается в праздник Обновления Иерусалимскаго храма воскресения Христова 13 сентября, также при освящении каждаго православнаго храма. Это потому, что каждый православно-христианский храм есть место, в котором преимущественно раздаются верующим дары Ипостасной Премудрости, уготованные Ею для членов устроеннаго Ею Царствия Божия на земле или Церкви: в храме Божием предлагается обильное питание словом Божиим и благодатию таинств, особенно таинства Евхаристии, в котором под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христову. - Та же часть паримии читается в праздник Преполовения. В сей праздник Иисус Христос приглашал Иудеев: жаждущий да грядет ко мне и пиет (Ин. 7:37). Это приглашение сходно с приглашением Премудрости к своей трапезе».

2016, . Все права защищены.

Праздники – это не только общецерковные торжества по поводу того или иного события, связанного с нашим спасением, но и повод обновить в своей памяти ветхозаветные события.

Зачем? Да очень просто – Ветхий Завет, по сути, это всего лишь навсего история иудейского народа и в отрыве от событий новозаветных ею и остается. К чему нам знать, сколько лет странствовали по пустыне евреи и за что их в свое время ругали пророки, если это абсолютно не связано с нашей собственной историей и уж тем более с нашей сегодняшней жизнью.

Но Ветхий Завет это не просто история евреев, это величайшее пророчество и прообраз нашего спасения, которое было бы невозможным без Христа и, конечно же, Его Пречистой Матери. Именно поэтому на праздничных вечерних богослужениях читаются паремии – специальные отрывки из Ветхого Завета (в подавляющем своем большинстве), которые так или иначе соотносятся с непосредственными праздничными событиями. Зачастую они могут быть не совсем понятны – не только из-за того, что мало кто знаком со Священным Писанием на церковнославянском языке и мало кто знает события Ветхого Завета так же хорошо, как события евангельские, но еще и из-за того, что сквозь тусклое, «гадательное» стекло прообразов и пророчеств не всегда можно понять, о чем или о Ком идет речь. Взять, например, паремии, которые читаются на Покров Богородицы…

Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. (Быт. 28, 10-17).

Священное Писание раскрывается для всех постепенно, по мере духовного совершенствования каждого. Кто-то может увидеть здесь только описание тревожного сна Иакова, спасающегося от мести своего брата в окрестностях «колодца клятвы», где еще при патриархе Аврааме был заключен союз о ненападении иудеев и филистимлян друг на друга. А кто-то, вслед за святыми отцами, различающими всю полноту смысловых оттенков Писания, может увидеть еще и прообраз Самой Богородицы, заключенный в святоотеческом понимании «Лествицы Иакова».

Во-первых, сама по себе, лестница, как образ восхождения от земли на небо, не может не напоминать об основном принципе духовной жизни – богообщении. Из живших на земле даже праотец Адам вряд ли имел такую полноту богообщения, как Божия Матерь. Во-вторых, ни на одну из лестниц нельзя взойти сразу – постепенность, «поступенность» – неотъемлемое ее свойство, так же и святая Дева Мария не сразу стала Богородительницей, но сначала была рождена, воспитана, приведена в храм, научена Писаниям, обручена Иосифу… Здесь тоже – прообраз и великая тайна того, как низко павший в результате грехопадения человек может возвыситься благодаря смирению, которое в полноте своей явила Пресвятая Дева.

Наконец, лестница основана на земле. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась. Только грех на земле вредит всему, а так, без греха, вся земля благословлена Богом и лучший цветок земли – Богоматерь – Надежда и Утверждение наше. Но «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но достигает также и неба. Кто еще достиг высшего из даров богообщения в самом совершенном образе? И если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни, то кто еще, как не Богородица, станет Помощницей и Заступницей на этом поприще.

Еще «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. От земли, от нас, несут они Богу молитвы всех верных людей, а людям (причем, не только верным) от Бога – дары Его любви. Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от уныния, вызванного всеобщим оскудением святости. Для верующих это оскудение восполняют Ангелы и милость их Царицы – Пресвятой Богородицы.

Наконец, «Лествица Иакова» – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу. Именно поэтому и читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в день Покрова Богоматери да и вообще на все Богородичные праздники.

Теперь несколько слов о второй паремии, являющейся отрывком из пророческих слов святого Иезекииля.

По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных пред лицо храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа (Иез. 43, 27, 44, 1–4)

Эта паремия, в историческом контексте, уже устами пророка Иезекииля обещает пленным иудеям освобождение и даже восстановление их разоренного храма. Пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Освящать будущий храм будут семь дней, а на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности. Пророк в видении видел храм целиком, а потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты, и о них ему было сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми. От восточных врат пророк был проведен к северным, откуда ему открылось величественное зрелище всей славы Божией.

Блаженный Феодорит, мнение которого приняли отцы Церкви, считает восточные врата, которыми однажды вошел Господь, символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир, не потеряв, однако, девической чистоты ни до, ни после рождения Христа. Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа. Эта паремия – пророчество о приснодевстве Богородицы, но для ее полного понимания, как и для понимания самой тайны приснодевства, сил одного человеческого ума будет явно недостаточно. Впрочем, как недостаточно их будет и для понимания Божественных тайн вообще.

И, наконец, третий отрывок из Книги Притчей, читаемый на этом всенощном бдении.

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. (Притч. 9, 1 – 11).

Третья паремия посвящена Премудрости. Под Премудростью священномученник Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие отцы видят Господа Иисуса Христа. Домом Премудрости, согласно Евангелию (Мф. 28, 20), принято считать Церковь. Разнятся мнения отцов, что считать семью столпами. Одни считают, что это указание на Семь Вселенских Соборов, другие, что на семь Таинств, третьи – на семь даров Святого Духа (Ис.11, 12). Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, символизирует Евхаристию, но можно сюда включить и все блага Церкви, среди которых и слово Божие (Мф. 4, 4 и 1 Кор. 1, 4 – 5).

Кого послала Премудрость звать на свою трапезу? Это речь о проповедниках Евангелия, которым заповедано огласить весь мир: шедше, научите вся языки (Мф. 28, 19). Кого же зовут? Безумных, то есть тех, кого не удовлетворяет мудрость века сего, кто ищет оправдания кровью Агнчей, что в Церкви возможно в Таинстве Евхаристии. Приглашенным предлагается расстаться с безумием, то есть, с сомнением, неверием, заблуждениями и покорить разум вере. Не все пойдут на зов Божий, и потому Господь словами Наказуяй (не в смысле «наказывая», а призывая, показывая пример, убеждая) злыя, приимет себе безчестие и дальнейшими предостерегает от близкого общения со злыми. Их не исправишь, если они не хотят этого сами, а только раздражишь, да еще и себе повредишь. Кроме того, навлекая на себя опасность, помешаешь делу Божию. Это должно быть предупреждением для тех, кто призван быть посланником Божиим для спасения премудрых, т. е. тех, кто способен внять наставлениям. Обращение к страху Божию (к страху чем-то нарушить волю Божию, а не к боязни наказания) как к началу премудрости сделает всякого, любящего мудрость и правду, ровным, смиренным и опытным. От совета святых такой будет только богатеть разумом. Если об этом заботиться, то и временная жизнь будет спокойнее (и потому долголетнее), и вечная – надежнее.

Но какое отношение это все имеет к Богоматери? Самое прямое – Ее Церковь называет и «Пречистым Храмом Спасовым», и «Палатою Царя Всех», и другими сравнениями, которые говорят о том, что Она живой храм Божий и к Ней вполне можно отнести слова о доме Премудрости. Если каждая душа может стать храмом Богу, по словам апостола, то тем паче им является и Его Пречистая Матерь. И тем сильнее должно быть наше собственное желание в этот Праздник причаститься той Святыне, которую Она носила в Своем пречистом чреве – Господу и Богу нашему Иисусу Христу.

Паремиями называются фрагменты из Священного Писания, преимущественно из Ветхого Завета, которые читаются за вечерним Богослужением накануне больших праздников. В паремиях излагаются пророчества, прообразы или обетования, исполнившиеся в празднуемом событии.

На все Богородичные праздники, в том числе на Успение, читаются следующие три фрагмента из Ветхого Завета:

1. Из Книги Бытия (28:10-17):

По-церковнославянски:

Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная.

По-русски:

Отправился Иаков от Колодца Клятвы и пошел в Харран, и пришел на одно место, и лег там спать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил под голову себе, и уснул на том месте. И увидел во сне: и вот, лестница утверждена на земле, а ее верх доходит до неба; и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Господь же стоял на ней, и сказал Он: «Я - Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты спишь, тебе Я дам ее и семени твоему; и будет семя твое, как песок земной; и распространится к морю, и к югу, и к северу, и к востоку; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел; и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, доколе не совершу Я того, что сказал тебе». И пробудился Иаков от сна своего и сказал: «Господь присутствует на месте этом; а я не знал!» И убоялся и сказал: «Как страшно место сие! Это не что иное, как дом Божий, и это - врата небесные!»

«Лестница Иакова» - увиденные ветхозаветным патриархом во сне ступени восхождения к Богу - в церковной гимнографии используется как поэтический образ Божией Матери. Поистине, Мария стала «лестницей», ведущей нас от земли на Небо, ибо Она родила Спасителя миру, разрушившего ад и уничтожившего власть дьявола над человеком.

2. Из Книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1-4):


По-церковнославянски:

Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень.

По-русски:

[Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель - он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет». И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень.

В пророчестве Иезекииля таинственно предуказывается спасение рода человеческого от рабства сатане и от смерти через пришествие в мир Сына Божия, Который должен воплотиться от Девы Марии. Приснодева именуется здесь «вратами затворенными», через которые прошел только один Господь Бог - Иисус Христос.

3. Из Книги Притчей Соломоновых (9:1-11):

По-церковнославянски:

Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

По-русски:

Премудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: «Кто неразумен, пусть повернет ко мне!» И скудоумным она сказала: «Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании». Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого - опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости - страх Господень, и совет святых - разум; познать же Закон - свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни.

В этой паремии раскрывается тема Премудрости. Под Премудростью многие отцы Церкви понимают Господа Иисуса Христа. Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, предзнаменует Евхаристию - причащение Тела и Крови Христовых. Под домом Премудрости здесь понимается Матерь Божия, вместившая во чрево воплотившееся Слово-Спасителя.

Таким образом, чтение паремий в Богородичные праздники излагает три важнейших пророчества о воплощении Христа и о Его земной Матери-Деве.

Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды - Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века по¬строила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. - Антонием, ар¬хиепископом Константинопольским, в VI в. - Стефаном Святоградским; в VII в. - святым Андреем Критским; в VIII в. - святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. - Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен "язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты".

Для Своего воплощения "во исполнение Божественного смотрения (домостроительства)" Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова, а по матери Анне - из первосвященнического рода Ааронова. "Пронареченная от родов древних" и "от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога" , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной.

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной - "Ангелов и человеков" , ибо из Нее воссияло для всех "Солнце Правды - Христос Бог наш". "Это - день Господень" , "Начало нашего спасения" , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение. "Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости ("дебельством явльшася") плоти. Пресвятая Дева, "пронареченная", предызбранная от всех родов, "премногия ради чистоты Своей и смирения" , послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех - Христа Бога, "присносущнаго Существа Божественное пребывалище - Божие обиталище" , храм Божий и небо одушевленное, "Престол свят на земли предуготованный" , "Питательница жизни нашея".

"Всепетая Дева" явилась "Едина воистину Богородица, храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств" . "Она - Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших".

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: "Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу". По словам преп. Иоанна Дамаскина, "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость".

"Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется" . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший "начаток" человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась "начат¬ком нашего спасения" , Она - "всех жизнь и очищение" , "радости спасения Ходатаица" , "Еюже земная с небесными" соединяются. Она - "клятвы отъятие, благословения подание" , "Адамово избавление, Евино воззвание и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся и от смерти избавлени быхом".

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию "мановением всех Создателя и Вседержителя" .

"Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветры, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) показуется мати (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог - Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших".

На великой вечерне после входа - чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.
В первой паремии (Быт. 28, 10–17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и прообразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и "будут (они) затворены". Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектении и седальна праздника поется первый антифон 4-го гласа.

Этот антифон ("От юности моея"), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы - праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.
В праздник читаются два канона. Первый канон - святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй - святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия - это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: "Крест начертав Моисей" (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды. На 9-й песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую Херувим" поется первый припев и ирмос второго канона.
Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.

Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Затем указанный припев поется к тропарям первого канона. К тропарям же второго канона другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

На Литургии вместо "Достойно" поется задостойник - ирмос "Чужде матерем девство" с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в первом веке епископ Антиохийский Еводий, в IV веке - блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IХ веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока.

Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета - быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы "священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и <…> светозарное обиталище".

Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили мно¬го свечей. Прибыв из Назарета в Иерусалим, благоговейно и торжественно шли они к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с ковчегом Завета в храм Соломонов (1 Пар., гл. 15). Ведомой во храм Пресвятой Деве Марии предшествовал лик юных дев со светильниками. "Кругом храма, - пишет блаженный Иероним, - сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте". Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени.

Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, сын Варахии, родитель Предтечи, пророк Божий, и по таинственному Божию вдохновению, проразумевая будущее, совершил дело необычное и для всех удивительное: благословив Деву, Он ввел Ее, как "Невесту Бога Всецаря" , во Святая Святых, туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью и куда возбранялся вход не только женщинам и девам, но и священникам (Исх. 30, 10). Даже Ангелы, по церковной песни, "вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых".

Святая Церковь прославляет событие этого праздника в кондаке.

Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16, 2).

Здесь, "во святилище" - в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении оставлена была Пресвятая Дева для воспитания. Когда Она приведена была в храм, будучи трехлетней отроковицей, уже тогда Она была "многолетней по духу" , "младенчествующая плотию, но совершенная по душе" . В храме Она была удостоена явлений Ангела Божия. По словам Священного Предания, Ангел приносил Ей пищу, освящавшую Ее. Святая Дева, "принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию" . "Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни - Слово" , "всю Ее, - говорится в церковной песни, - пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой" . Во время пребывания Святой Девы Марии в храме Дух Божий, уготовляя Ее в "Божественное жилище", все более проникал в Ее душу, пока Ее душа не стала способной дать человеческую душу Тому, Кто родится от Нее по плоти, - Сыну Божию. "Как духовный плод праведных" , "как имеющая красоту душевной чистоты и исполненная благодатию Божией с неба, Чистая Богородица" Дева путем духовного подвига и совершенствования достигла такой высоты святости, при которой Ее тело стало совершенно невосприимчивым для греха (слав. для "течения греховнаго"). Та, Которая со свечами была в младенчестве приведена и "отдана в Божественный храм, Сама, как действительно Божественный храм, явилась обителью неприступного и Божественного Света".

И во всем богослужении праздника Введения Богородицы во храм главенствующими мотивами являются чистота и святость, радость и свет.

Пресвятая Дева Мария, достигшая по благодати высшей чистоты и святости, послужила великой тайне Боговоплощения, став Материю "Святых Святейшего Слова". "Избранная и Единственно Чистая, - говорится в песнопении, - оказалась выше всего земного и умопостигаемого" . Пророк Божий, первосвященник Захария, некогда созерцая красоту души Пречистой Девы и прозревая грядущее, с верою воскликнул: "Ты - избавление, Ты - радость всех. Ты - воззвание наше: чрез Тебя Невместимый окажется вместимым для меня".

В Пресвятой Деве с детства было заключено все неисчерпаемое богатство благодати:"Яко дом сущи благодати, в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (домостроительства)" . При рождестве Пресвятой Девы Марии только Ее родители Иоаким и Анна по чудесным обстоятельствам, сопровождавшим это рождение, могли предугадать великое предназначение своей Дочери. Введение же Ее во храм было как бы явлением Ее миру, подобным явлению Христа при Его Крещении. Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода. "Сегодня (в день Введения Богородицы во храм) предзнаменование ("предызображение") Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа".

Пресвятая Дева Мария Своим явлением возвещала о том, что близко исполнение "смотрения (домостроительства) Зиждителева" и "совет превечный Превечного Бога нашего во исполнении грядет".

Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: "Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы", уготованной быть Материю Божией и посредницей радости для мира; "прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы".

Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44, 15) как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: "Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знак и обновления".

Пресвятая Дева Мария, "будучи Святейшим храмом Святого Бога нашего", послужила воплощению Царя всех и Бога, Который обожил, обновил, воссоздал весь род человеческий по Своему милосердию. Через Нее мы избавились от древнего проклятия, "бывше нетления общницы" . "Да радуется днесь небо свыше, и облацы веселие да кропят о зело (весьма) преславных величиях Бога нашего" , "яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне читаются три паремии.

В первой паремии (Исх. 70, 1–5, 9–10; 16, 34–35) в образе ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии - ибо Дух Святой осенял Пресвятую Деву, скинию воплощения Господа.
Во второй паремии (3 Цар. 8, 1; 3–7, 9–11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы - кивота Завета Господня, который по освящении Соломонова храма священники внесли во Святая Святых под осенение Херувимов.

В третьей паремии (Иез. 43, 27; 44, 1–4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.
На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене по полиелее величание.

Канонов два. Катавасия: "Христос раждается, славите" (ирмосы ближайшего по времени праздника - Рождества Христова). На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припев и ирмос.

Припев: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы.

На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, - прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье - в соединении с воскресными). Вместо "Достойно" поется задостойник.
Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника - 25 ноября/8 декабря.

Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.

Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля - отдание праздника Рождества Христова. - Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: "Христос раждается, славите" (рядовая, после всех песней).


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Для любых Богородичных праздников паремии одинаковые:
1. Бытия чтение.
Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, / и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная. Быт 28:10–17
2. Пророчества Иезекиилева чтение.
Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень. Иез 43:27; 44:1–4
3. Притчей чтение.
Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота. Притч 9:1–11