Валаам в библии. Загадочная история о валааме и его ослице Упоминание в Новом Завете

  • Вт. 23:4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова , из Пефора Месопотамского , чтобы проклясть тебя;

Прорицатель

  • Навин 13:22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя , убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.

Пророк

  • Числа 24:2-9 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. 9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
  • 2Пет. 2:15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка .

Валак просит его проклясть Израиль

  • Чис. 22:5-7 И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; 6 итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят. 7 И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы.
  • Навин 24:9 Восстал Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веорова, чтоб он проклял вас;
  • Неемия 13:2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение.
  • Михей 6:5 Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что [происходило] от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.

Разозлился на ослицу, когда та пыталась его остановить

  • Числа 22:22-35 И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. 23 И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. 24 И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, [где] с одной стороны стена и с другой стороны стена. 25 Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее. 26 Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. 27 Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. 28 И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? 29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. 30 Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. 31 И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. 32 И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; 33 и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою. 34 И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. 35 И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми.
  • 2Пет. 2:16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.

Вместо проклятья Валаам благославляет Израиль

  • Первое благославение. 7. И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля! 8. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. 9. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится. 10. Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! (Книга Числа 23:7-10)
  • Второе благословение. 18. Он произнес притчу свою и сказал: встань, Валак, и послушай, внимай мне, сын Сепфоров. 19. Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? 20. Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего. 21. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него;
    22. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; 23. нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! 24. Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. (Книга Числа 23:18-24)
  • Третье благославение. 3. И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4. говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5. как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6. расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7. польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. 9. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! (Книга Числа 24:3-9)
  • Против Едома . 15. И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16. говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. 17. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. 18. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. 19. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. (Книга Числа 24:15-19)
  • Против Амалика. 20. И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель.
    (Книга Числа 24:20)
  • Против Кенеев.
  • Против Асура. 21. И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; 22. но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. (Книга Числа 24:21,22)
  • Чис. 31:16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем;
  • Откр. 2:14-15 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. 15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Жадность

  • 2Пет. 2:15-16 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную , 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
  • Иуды 1:11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам , и в упорстве погибают, как Корей.

Смерть

  • Числа 31:8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом;
  • Навин 13:22 также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими.
Валаам

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626
Пол мужской
Местность
  • Pethor [d]
Занятие пророк
Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

прорицатель - прориц’атель (Втор.18:10 ; Нав.13:22 ; 1Цар.6:2 ; Ос.9:7 ; Зах.13:3 ,4; Деян.16:16) лжепророк, поставленный в законе рядом с гадателем и ворожеем, которых народ Божий должен избегать и из своей среды удалять. Валаам прорицатель во 2Пет.2:16… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626 Валаам (ивр. בִּלְעָם‎, Биль‘ам), в Пятикнижии прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком (Балаком) проклясть израильтян, расположившихся… … Википедия

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

Валаам: Валаам остров в северной части Ладожского озера, входящий в Валаамский архипелаг. Валаам библейский прорицатель из города Птор. Валаам мужской хор из Санкт Петербурга. Валаам лагерь инвалидов второй мировой войны… … Википедия

СЕРАФИМ - (Иаков Мещеряков), митр. (1861–1937), рус. правосл. церк. деятель и писатель. Род. в Пензенской губ. в семье крестьянина. Окончил СПб.ДА (1885) и был рукоположен во иеромонаха. Состоял инспектором Холмской ДС и ректором Тифлисской ДС. В 1889… … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим. Митрополит Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков; 18 марта 1860, село Хлыстовка, Краснослободский уезд, Пензенская губерния 7 мая 1933, Ростов на Дону) епископ Русской… … Википедия

Серафим (в миру Яков Мещеряков, родился в 1861 году) епископ острожский, второй викарий волынской епархии, воспитанник Санкт Петербургской духовной академии. Написал: Прорицатель Валаам. Книга Чисел XXII XXV главы (Санкт Петербург, 1899,… … Биографический словарь

Упоминание о Валааме мы встречаем в 22-24 главах книги Чисел. Израиль на пути в землю обетованную остановился «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона» (Числа 22:1). Это очень испугало Валака, царя Моавитского, и он отправил послов в Пефор, город в Местопотамии, расположенный на расстоянии нескольких сотен километров, чтобы они привели Валаама. Услуга, о которой попросил его Валак, описана в Числах 22:5-6:

Числа 22:5-6
«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».

Валаам был знаменит тем, что кого он благословлял, тот был благословен, и кого проклинал, тот был проклят. (Числа 22:6). И если мы прочитаем полностью 22-24 главы книги Чисел, то узнаем, что изначально у Валаама были благочестивые намерения. Когда к нему пришли слуги Валака, он пообещал, что сначала посоветуется с Богом. Когда Господь сказал Валааму не ходить с ними, он послушно отправил их обратно. Так поступает человек, идущий прямым путем, и так же поступил Валаам. Очевидно, что он двигался в правильном направлении. Но Валак настаивал. Через несколько дней еще больше князей, еще знаменитее, снова пришли к Валааму и обещали ему великие почести и богатства, если он пойдет с ними и проклянет Израиль. Человек, чье сердце всецело предано Богу, не стал бы ждать: он снова отослал бы всех князей обратно, так как Бог уже дал ему понять, что ему не следует с ними идти. Но Валаам не сделал этого. Он сказал, что пойдет и еще раз спросит у Бога. И хотя было бы гораздо хуже, если бы он пошел с ними, вообще не посоветовавшись с Богом, это, тем не менее, указывает на изъян, на нетвердость, на намерение Валаама не отсылать посланников ни с чем. Мы взываем к Богу снова, когда мы чего-то сильно хотим, и нас не устраивает, или мы не смирились с тем, что Он сказал нам в первый раз. Как раз это здесь и произошло. Валаам хотел с ними пойти; даров и почестей было такое множество, что он просто не в силах был отказаться. Но он не хотел ослушаться и Бога! Он был бы рад пойти, проклясть Израиль, получить вознаграждение и одновременно быть в мире с Богом – так же, как иногда поступаем и мы: «Я хочу, чтобы исполнилась моя воля, Господь, измени, пожалуйста, Свою. Позволь мне сделать так, как я хочу, и тогда всем будет хорошо!». Бог, видя Валаама в этом состоянии, разрешил ему пойти, но только если эти люди снова придут звать его. Но уже утром он предстает пред нами сидящий на ослице, готовый к длительному путешествию! Он не хотел терять ни секунды, ждать, когда кто-то позовет его! В результате Бог разгневался на него и послал Своего Ангела воспрепятствовать Валааму. Ослица Валаама спасла ему жизнь, потому что, увидев ангела, она постаралась свернуть с дороги. Ангел повелел Валааму идти, но ТОЛЬКО для того, чтобы говорить то, что Бог будет ему говорить (Числа 22:35). Это было предупреждением для Валаама не отклоняться от Божьего Слова. Как видим, он не уделил этому должного внимания. Итак, Валаам пошел и встретился с Валаком. Несмотря на то, что Валак приводил его в различные места, откуда тому удобнее было бы проклясть Израиль, Валаам держался сказанного ему Богом и говорил только слова Божьи, благословляя Израиль. Валак был возмущен! Вот что он сказал Валааму после того, как тот в третий раз благословил Израиль:

«И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести» (Числа 24:10-11 ).

Валаам: пример не для подражания

Кажется, что Валаам занял позицию Бога. Он провозглашал только Божье слово, и хотя он и последовал за князьями Валака, он говорил лишь то, что хотел Бог. Он неотступно следовал слову Божьему. Кто-то, возможно, спросит, тогда почему во 2-м Послании Петра 2:15, а также в других местах Писания, которые мы рассмотрим далее, он предстает перед нами как пример не для подражания? Несомненно, он хотел пойти за Валаком, и, возможно, он только и думал о дарах. Тем не менее, кажется, что он не отступил от Божьего повеления и ушел от Валака ни с чем. Он послушался Бога, несмотря на то, что для него это означало потерю обещанных ему даров и наград. Или все было по-другому?

Во 2-м Послании Петра, в Послании Иуды и книге Откровения Валаам упоминается как пример того, как поступать нельзя. Из того, что мы уже прочитали в книге Чисел, может сложиться ощущение необъективной оценки событиям, однако, читая дальше, мы понимаем, что это не так:

Числа 25:1-5, 9
«И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они [Дочери Моава – прим. авт.] народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору […]…Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи».

Как получилось, что женщины Моава знали, как соблазнить Израильтян? Как случилось, что они пришли, заставили тех распутничать с ними, приглашали приносить жертвы и поклоняться ложным богам? Богу это не понравилось, Он разгневался, и двадцать четыре тысячи Израильтян погибло после этого во время поражения. Кто же замыслил это зло, которое принесло разрушение Израилю? В Числах 31:15-16 и Откровении 2:14 мы находим ответ:

Числа 31:15-16
«и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем».

и Откровение 2:14 (Господь Иисус обращается к Ангелу Пергамской церкви)
«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали ».

Советчиком, научившим Моав вводить в заблуждение Израиль, был Валаам. Мы уже знаем, как неравнодушен он был к получению даров и почестей. Во 2 Петра 2:15-16 говорится, что он ВОЗЛЮБИЛ их:

2 Петра 2:15
«Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, КОТОРЫЙ ВОЗЛЮБИЛ МЗДУ НЕПРАВЕДНУЮ, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

Вплоть до 24 главы книги Чисел Валаам был пророком Божьим, Божьим рупором. Он шел прямым путем, НО не проследовал ему до конца. В конце концов, он оставил его и впал в заблуждение, потому что «возлюбил мзду неправедную». Он хорошо начал, но конец его был плачевным. Важно не только вступить на правильный путь, но и держаться его до конца. Начало его было хорошим, но он не продолжал двигаться дальше в этом направлении. В конечном итоге, он был убит Израильтянами, когда те захватили Мадиам . В месте Писания, где повествуется о его смерти (Иисуса Навина 13:22), Валаам упоминается уже не как «пророк», а как «прорицатель» . Он начал «пророком», рупором Божьим, а закончил «прорицателем», Божьим врагом.

Валаам во 2 Послании Петра и Послании Иуды

Валаам из Божьего рупора превратился в лжеучителя, который ввел в заблуждение народ Божий (Откровение 2:14). Он был на верном пути, но оставил его и впал в заблуждение. Вероятно, именно по этой причине он три раза упоминается авторами Нового Завета в качестве примера того, как нельзя поступать. Подобную запись мы уже встречали в книге Откровения, и во 2 Послании Петра и Послании Иуды нам даются другие две:

2 Петра 2:15-16
«Оставив прямой путь, ОНИ заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

и Иуды 11
«Горе ИМ , потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».

И во 2 Петра и в Иуды говорится о тех, кто следует пути Валаама. Кто эти люди? Что они сделали? Имеют ли они сходство с Валаамом, и если да, то какое? Какое отношение может иметь ветхозаветный персонаж к современному веку благодати? Этот ответ мы найдем в Писаниях. Начнем со 2 Послания Петра, где слово «они» относится к первому стиху, в котором говорится:

2 Петра 2:1-3
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, , навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».

2 Петра 2:1
««Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа , навлекут сами на себя скорую погибель».

2 Петра 2:15
«…»

И 2 Петра 2:20-21 :
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа , опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ».

Как явствует из написанного выше:

Эти люди были искуплены Господом.

Они избежали скверн этого мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа .

Они познали пути праведности, и им была передана святая заповедь .

Они оставили прямой путь, что, в свою очередь, означает, что они однажды шли этим путем.

Лжеучителя, о которых говорит Слово Божье, не являются неверующими людьми; это верующие или, точнее сказать, люди, которые начинали как верующие. Иначе кем еще могут быть люди, искупленные Господом, получившие познание (полное знание) об Иисусе Христе и которым была предана святая заповедь? Подобно Валааму, они начинали идти прямым путем, но потом оставили его и превратились в лжеучителей, принося разрушительные ереси и уловляя Божий народ льстивыми словами! Если мы думаем, что не стоит придавать так много значения лжеучителям, ведь, по большому счету, не так уж и многих видели мы открыто отвергающими «искупившего их Господа», то мы ошибаемся. Бог посвятил большую часть 2 Петра и почти все Послание Иуды предостережениям об этих обманщиках. Это действительно проблема, о которой Слово Божье говорит: «БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ»!!! Во 2 Тимофею 2:15 говорится:

2 Тимофею 2:15
«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».

Наша задача – верно преподавать слово истины, а без его твердого основания невозможно будет защититься от лжеучителей, снующих поблизости. Возвращаясь ко 2 Петра, в стихах 10-22, мы продолжаем разговор об этих отступниках:

2 Петра 2:10-22
«а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились , идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи».

Большую часть 2 Послания Петра Бог отводит на описание этих лжеучителей. Многие из наши современники, и многие жили в разное время: люди, использующие и использовавшие Имя Бога и Христа для собственных целей, ради власти, денег, славы. Они следуют примеру не Христа, а Валаама. Второе Послание Петра не оставляет никакого сомнения в том, каков их конец. Как мы только что прочли:

Они навлекают на себя скорую погибель (2 Петра 2:1).

Суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Петра 2:3).

« Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2 Петра 2:20-22).

Им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Петра 2:17).

Не спасение приготовлено для этих людей, а «мрак вечной тьмы». «Но разве спасение – это не дар, данный нам по благодати?» - спросит кто-то. Конечно да. Это дар, данный по благодати через веру (Ефесянам 2:8). Но очевидно, что некоторые отрекутся от Господа и, следовательно, от веры, и станут Его врагами, вводящими народ в заблуждение и приносящими пагубные ереси. Они и вправду будут подобны Валааму. Он также шел прямым путем, но потом заблудился и из истинного пророка превратился в лжеучителя, который учил врагов Божьих вводить Его народ в заблуждение. Для таких людей «приготовлен мрак вечной тьмы». Согласно 2 Петру, «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петра 2:21).

Иуда

О Валааме упоминается и в Послании Иуды, почти так же и примерно в таком же контексте, что и во 2 Петра. Иуда начинает свое апостольское послание следующими словами:

Иуда 3
«Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание--подвизаться за веру, однажды преданную святым ».

Своим посланием Иуда хотел убедить верующих подвизаться за веру, однажды преданную святым . Очевидно, эта вера подвергалась нападкам. Да, вера ПОДВЕРГАЕТСЯ нападкам, и пока враг рядом, он никогда не перестанет нападать на нее. Мы должны искренне подвизаться за веру; и Иуда продолжает обосновывать это в своем послании, состоящем из одной главы:

Иуда 4-19
« Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа . Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -- так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей . Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих-- сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».

Получается, это та же самая категория людей, что и та, которую мы видели во 2 Петра, по крайней мере, если смотреть на плоды. Это обманщики, которые даже имеют наглость называть себя христианами. Из-за этих лжеучителей – и многие из них действуют сегодня – Иуда почувствовал серьезную нужду написать верующим, чтобы они сражались за веру, однажды преданную святым. Нам нужно сражаться за веру! Именно Писание – а не доктрины, обряды и традиции, установленные людьми, какое бы положении они не занимали, является основанием нашей веры. В Колоссянам 2:8 нам дается предупреждение:

Колоссянам 2:8
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ».

Также во 2 Иоанна 7-8 :
«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду ».

Также Иуда и Петр нам говорят:

Иуды 20-21
«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни ».

2 Петра 3:17-18
«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь ».

«…будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». Потенциально все мы можем «увлечься заблуждением беззаконников», это предупреждение не делает исключений ни для кого. Валаам начинал идти правильным путем, но в последствии оставил его. «…Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», - продолжает Петр. «Берегитесь…» - это одна часть действия, к которому мы призваны; «возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» – это другая его часть.

В мире и даже в теле Христа много обманщиков, поэтому Петр и Иуда обращаются к верующим, и единственный способ защититься от их обманчивых учений - это возлюбить чистое молоко Божьего Слова. Единственный способ построить дом так, чтобы он устоял от различных влияний, - это построить его на камне, т.е. слышать Божье слово и исполнять Его, как объяснял Иисус Христос (Матфея 7:24-25). Валаам знал Божье Слово; он даже следовал за ним до определенного момента, пока оно не вступило в противоречие с его страстью к почести и богатству. Когда это произошло, он отступил. В отличие от него мы должны идти прямым путем: путем познания и исполнения слова Божьего любой ценой. Начать, пройти и закончить поприще, пожав, получив сполна всю награду от Господа, которую Он приготовил для нас.

Евреям 12:1б-2
«свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса , Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Примечания

К этому времени он перебрался из того места в Месопотамию и жил в земле Мадиам вместе с врагами Израиля.

Здесь: человек, занимающийся колдовством, гаданием – прим. пер.

Употребляемое здесь слово «познание» - это греческое слово «επίγνωσις» (epignosis), означающее «безошибочное или полное знание», «точное и глубокое знание, близкое, доскональное, исчерпывающее знакомство с ним; истинное знание» (в сравнении со словом «gnosis», означающим просто «знание»). См. Vines Expository Dictionary of New Testament Words, MacDonald Publishing Company, p.641 и The Companion Bible, Kregel Publications, Appendix 132.

Здесь опять употребляется глагол «знать», являющийся греческим глаголом «επιγινώσκω» (epiginosko), что означает «знать досконально», «знать точно и четко» (см. примечание к сноске 2)

Валаам и Валак

И пошел Валаам с князьями Валаковыми.

Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на самой границе.

И сказал Валаам Валаку:

Вот, я и пришел к тебе, но могу ли я тебе что-либо от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.

Пошли Валаам с Валаком в Кириаф-Хуцоф. Там заколол Валак волов и овец, и устроил барбекю Валааму и князьям, которые были при нем.

На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа Израилева.

Валаам сказал Валаку:

Устрой-ка здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов.

Валак сделал все, как говорил ему Валаам.

А теперь, - сказал Валаам, - постой у всесожжения твоего, а я пойду с Богом побалакаю, может, откроет мне что-нибудь.

Встретился на возвышенном месте Валаамом с Богом.

Детали той встречи неизвестны, но результат был ясен. Спустившись с горы Валаам произнес притчу свою:

Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, и просил: «Прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!»

Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. А с такой протекцией, сыны Израиля кого хошь задавят!

Вот, народ, как львица встает и как лев поднимается. Не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых.

И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак - несолоно хлебамши - также пошел своею дорогою.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 40 ВАЛААМ Эта глава основана на Книге Числа 22-24 гл. Покорив Васана и вернувшись к Иордану, чтобы приготовиться к немедленному вторжению в Ханаан, израильтяне расположились у реки, недалеко от того места, где она впадает в Мертвое море, как раз напротив Иерихонской

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Зачем моавитский царь Валак позвал волхва Валаама и что из этого вышло? Когда возглавляемые Моисеем евреи после сорокалетних странствий в пустыне направились к Ханаану, они по пути остановились на территории хананейского государства Моав. Хотя моавитский царь Валак

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Валаам Валак, царь моавитянский, увидел, что сделал народ израильский с аммонитянами и аморреями, и устрашился. В то время пришли к нему старейшины моавитянские и сказали: «Слышал ты о израильтянах? Этот народ поедает теперь всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую.

Из книги Валаам автора Зайцев Борис

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Из книги Книга волховских толкований автора Черкасов Илья Геннадьевич

ВАЛААМ - ЗЕМЛЯ ВЕЛЕСОВА Влх. ВелеславВалаам - земля ВелесоваВидел я, будто въяве:1. Седая земля в тумане - насколько охватывал взор.2. И будто острова плыли по небу - призрачные, словно птицы Ирийские из детских снов моих.3. И будто были они - как бы вверх корнями, и корни

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

2). Валаам (2:15,16) Валаам, пророк, который работал за мзду, вероятно, был знаком читателям Петра. В Ветхом Завете не только рассказывается довольно подробно его история (Чис. 22:2 - 24:5; 31:16), но он также постоянно упоминается как личность, которой следует остерегаться (Втор. 23:4;

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

а) Валаам возлюбил мзду неправедную Петр уже отмечал это побуждение, поскольку в греческом тексте «возмездие за беззаконие» (2:13) и «мзда неправедная» - это одно и то же выражение: misthos adikias. Этот повторение подчеркивает тот факт, что Валаам был человеком, который совершал

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Царь Моава и пророк Валаам 2 Балак, сын Циппора, узнал обо всем, что сделал Израиль с амореями, 3 и устрашились жители Моава нашествия этого народа, ведь он был так многочислен!Страх перед сынами Израилевыми обуял моавитян, 4 и они обратились к старейшинам Мидьяна: «Это

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Валак призывает Валаама 1 Исраильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у реки Иордана напротив города Иерихона. 2 Валак, сын Циппора, царь Моава увидел всё, что Исраил сделал с аморреями. 3 Моавитяне очень испугались народа, потому что их было очень много. Они были

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Валак призывает Валаама 1 Израильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у Иордана, напротив Иерихона.2 Валак, сын Циппора, увидел все, что Израиль сделал с аморреями. 3 Моав очень испугался народа, потому что их было так много. Они были полны ужаса перед

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Валаам Завоевания израильтянами Есевона и Васана оказалось достаточным, чтобы моавитяне встревожились. И хотя их собственная территория нападению не подверглась, не было никакой гарантии, что вскоре не наступит их черед. Кроме того, моавитяне едва ли могли отказаться от

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Валаам, Бог и говорящая Ослица Валаамова Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.Вот и пойми этого капризного старикана: то иди, то не

Из книги Избранное автора Зайцев Борис

VIII. Валаам Валаам представляет собой одну из замечательнейших личностей в библейской истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в северной

Из книги автора

Валаам Путевой очерк

Из книги автора

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие