Как спускать воздух с батарей отопления. Как спустить воздух из батареи – легко и просто! Спускаем из батареи воздух – что нужно подготовить

В воде в небольших количествах растворён кислород.

Однако со временем он может привести к большим трудностям в отопительной системе.

И если у Вас в квартире (или доме) стоит хоть один радиатор, Вы обязательно должны знать, как спустить воздух из батареи отопления. И можно обойтись без вызова мастера!

Завоздушенность, или воздушная пробка – это скопление воздуха в верхней части отопительного прибора (или трубопровода).

В многоквартирных домах особенно сильно от проблемы страдают обитатели последних этажей.

Причин завоздушенности может быть несколько. Перечислим основные:

  • Ремонтные работы (если с трубопроводом производились манипуляции, это приводит к попаданию внутрь системы воздуха).
  • В городских квартирах сложно пустить в работу магистраль без пробок, поскольку в идеале, система должна заполняться водой очень медленно, с одновременным стравливанием.
  • Где-то утечка (даже небольшая течь на стыке должна быть сразу устранена).
  • Сложности часто возникают с системой тёплых полов, если её ветки проложены не строго горизонтально и на разной высоте.
  • В любой воде, при повышении температуры, выделяется кислород. В частных домах со временем весь воздух выходит, и если теплоноситель не меняется, о проблеме можно забыть. Но в центральном отоплении порции жидкости обновляются постоянно.

Если совсем уж нет возможности сделать всё своими руками, можно оставить заявку в обслуживающей дом компании, чтобы прислали мастера.

Но врабатывание системы обычно занимает две недели, поэтому до этого срока не стоит торопиться с жалобами.

Как ее определить?

Обнаружить пробку легко, она сама даст о себе знать:
  • Батареи могут начать булькать;
  • Температура в комнатах понизится без видимых причин;
  • Часть радиатора будет прогреваться, в то время как другая его область останется почти холодной.

Слегка постучите металлическим предметом по верху радиатора, а затем сравните звук от стука внизу прибора. Там, где появилась пробка, звук будет более звонкий, высокий.

К чему может привести завоздушенность отопления?

Явление парализует работу системы – нарушается циркуляция, что приводит к перегреванию отдельных участков отопительной системы и недостаточному прогреву других.

Из-за длительного контакта с кислородом многие металлы покрываются окалиной, подвергаются разрушению. Особенно чувствительны к пуску отопительной системы алюминиевые радиаторы.

В частных домах с принудительной циркуляцией, воздух контактирует с циркуляционным насосом. Сокращается срок службы прибора.

Как правильно спустить воздух из батареи

В гравитационной системе частного дома, все пузырьки сами выходят через расширительный бак, расположенный в самой верхней точке.

В городских квартирах на каждом радиаторе устанавливается воздухоотводчик:

  1. Ручной (кран Маевского).
  2. Автоматический клапан.

В зависимости от того, что установлено, будет меняться технология работы.

Алюминиевой, биметаллической или чугунной

Алюминий – не самый подходящий для отопления материал. Он активно вступает в химические реакции и выделяет водород. Но благодаря своей скромной цене и хорошей теплопроводности, он часто применяется. Для борьбы с недостатками алюминия, его покрывают изнутри слоем специальной плёнки. Но со временем она перестаёт действовать, и водород начинает неизбежно выделяться.

Биметаллические радиаторы – ещё одно изобретение, улучшающее качество отопительных приборов. Там, где происходит контакт с теплоносителем, здесь использован другой металл. А оребрение выполнено из алюминия.

Если на батарее установлен термостат, его нужно просто периодически открывать и дожидаться пока выйдет воздух. Процесс стравливания воздуха из биметаллических батарей не отличается от работ с алюминиевым радиатором.

Видео на тему

Воздух в батареях отопления – довольно частая проблема, как у жильцов частных домов, так и у людей, проживающих в квартире. Практически в любой системе отопления иногда образовывается воздушная подушка, которую обязательно необходимо устранить путем стравливания воздуха.

Для того, что бы определить, есть ли в вашей системе отопления завоздушеность, проверьте, все ли батареи имеют одинаковую температуру? Или может в какой-то из комнат радиатор немножко теплый в верхней части и совсем холодный снизу, а в других комнатах все работает отлично? Скорее всего, это и есть та самая воздушная пробка в батарее.

Ни в коем случае нельзя игнорировать наличие воздуха в отопительной системе. Если вы считаете, что самая большая проблема из-за скопившегося воздуха – это холодная батарея в разгар отопительного сезона, то вы очень глубоко ошибаетесь.

Со временем внутри радиаторов начнется коррозия металла и процесс «сухого трения» в подшипниках батареи, и как результат, .

Завоздушенность батареи может произойти по нескольким причинам:

  1. В процессе работы системы отопления вода нагревается, и из нее в виде пузырьков выходит воздух, который собирается в верхней части радиатора.
  2. Завоздушенность может образовываться после ремонта трубопровода.
  3. Систему необходимо наполнять медленно. Не забывайте контролировать отсутствие воздуха в радиаторах и распределителях. И помните важное правило: чем больше в системе разных поворотов и радиаторов, тем медленнее необходимо ее наполнять.
  4. Не качественные радиаторы отопления, которые не подлежат ремонту.

Как можно избежать образования воздушной пробки?

Как можно удалять воздух

Идеальным вариантом считается, когда во время монтажа отопительной системы в каждую батарею будет встроен специальный кран Маевского, с помощью которого вы сможете спустить воздух из каждого радиатора отдельно.

Читайте еще: Как регулировать температуру батареи отопления – пошаговая инструкция

Еще вы можете использовать автоматический воздухоотводчик, который в автономном режиме будет контролировать всю отопительную систему. Даже при идеально отлаженной работе отопительной системы вам все равно придется периодически стравливать воздух с батарей, но это не доставит сильных трудностей.

Во время наполнения системы постарайтесь контролировать давление воды и температуру радиаторов. Если вдруг давление воды резко начнет падать, значит, где-то нарушена герметичность батареи. Если же температура батарей не стабильна – ищите воздушную пробку в системе отопления.

Если на ваших батареях установлены автоматические воздухоотводчики, тогда можете спать спокойно: они выполнять за вас всю необходимую работу по устранению завоздушенности радиаторов. Если же батареи оборудованы ручными краниками небольшого размера, тогда необходимо самому произвести всю процедуру удаления воздуха с радиатора отопления.

Еще один важный момент – это непосредственно сам трубопровод. Довольно часто воздушная пробка может образовываться в очень сложных местах трубопровода, где много загибов, поворотов или неправильных уклонов. На таких участках необходимо обязательно установить дополнительные воздухоспускные вентили.

Как стравить воздух с батареи?

Для того чтобы устранить воздух с батареи, вам необходимо воспользоваться специальным краном Маевского, который именно для этого и предназначен.

Подготовьте заранее ведро для воды. В верхнем правом углу радиатора вы найдете кран Маевского, который необходимо открутить специальным ключом или обычной отверткой. Не забудьте подставить емкость, куда будет стекать вода.

Прислушайтесь к звукам, которые будет издавать батарея: сначала вы услышите легкое шипение, что говорит о том, что в батарее действительно есть воздух, а это значит, что вы все делаете правильно. Теперь с батареи должна закапать вода, подождите, когда вода побежит тоненькой струйкой, и закручивайте кран на место.

Как правильно спустить воздух из радиатора отопления? Можно ли это сделать самостоятельно? Да! На самом деле, избавиться от завоздушенности несложно. Вы сможете это сделать и существенно улучшить качество работы системы отопления. В этой статье мы расскажем как спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома и частного.

Воздушные пробки в радиаторах существенно мешают их работе. Из-за этого батареи перестают работать в полную силу или перестают греть совсем. Появления завоздушенности невозможно предсказать, избежать его сложно без помощи специалиста. Но если воздушная пробка образовалась, то нужно знать, как правильно стравить воздух из батареи отопления. И не менее важно знать, из-за чего она образовалась .

Как спустить воздух из батареи с краном Маевского

В домах с индивидуальным отоплением воздух может попасть в систему во время ее заполнения водой или теплоносителем. Обычно он выходит через расширительный бачок. Если его нет – обязательно установите. Если расширительный бачок установлен, он может работать неправильно.

Воздух в системе отопления может появиться из-за ее разгерметизации, особенно если она не работает, а вода или теплоноситель в ней присутствует. Проверьте все радиаторы, трубы на предмет протечек, в особенности в местах соединений.

Запуск системы отопления практически всегда сопровождается воздушными пробками. Эти микроскопические пузырьки сопровождают теплоноситель при запуске и ремонте отопительной системы, но со временем возможно накопление этих воздушных масс, которые набираются через неплотные соединения. Методы борьбы с ними рассказаны ниже.

Как воздух попадает в теплоноситель и чем это грозит?

Принцип работы отопительной системы основан на кругообороте горячей воды по замкнутому контуру, которая передает часть своего тепла через радиаторы в помещение. Если в теплоносителе имеются воздушные пробки, то это приводит к препятствиям на его пути, и нарушается общая циркуляция отопительной системы. Это может вылиться в следующие неполадки:
  • Шумность перетекания теплоносителя . Это приводит к вибрации, которая вызывает ослабевание соединений труб и может сказаться на состоянии сварных швов.
  • Уменьшение срока службы металлических труб . Воздух изнутри вызывает коррозию.
  • Затруднение перетекания теплоносителя . Циркуляция осуществляется вяло и со временем она вообще может прекратиться.
Воздух может попасть в систему совместно с теплоносителем или в ряде таких случаев, как:
  • Неправильно выполненный уклон труб.
  • Пробои в системе отопления.
  • Ошибки при подаче в трубу теплоносителя.
  • Недостаточная герметизация соединений.
  • Снижение давления. Это наблюдается при длительной эксплуатации системы отопления.
  • Недавно проводимые ремонтные работы.
  • Долгие простои отопления. После весенне-летнего периода трубы нужно заполнять теплоносителем постепенно, иначе невозможно будет удалить скопившийся воздушные пробки, и они останутся в трубопроводе.

Часто воздушные пробки образуются в частных домах, в которых отопление работает без принудительной циркуляции. Когда давление падает, свободное пространство заполняет воздух.

Универсальный метод стравливания воздуха

Эффективный и проверенный способ – установка многоступенчатой системы от воздушных пробок. Она подразумевает монтаж нескольких воздухоотделителей, которые располагают в определенных местах, и при открытии каждого из них происходит устранение воздуха на отдельном участке системы:
  • На радиаторах устанавливаются местные воздухоотделители ().
  • На стояках воздухоотводящие устройства располагаются в самых крайних точках.
  • На котле предусмотрен автоматический воздухоотделитель.
При подозрении на завоздушенность системы вначале нужно определить место образования пробки. Это можно узнать по теплоте радиаторов или звуку, издаваемому трубами. Затем открыть рядом с этим местом кран Маевского и стравить воздух, предварительно подготовив небольшую емкость, которая пригодится, когда пойдет вода.


Если и после этого радиатор будет едва теплым, тогда нужно промыть его, поскольку это значит, что в нем скопилось много осадков и частиц ржавчины.

Если дело касается частного дома, то в отопительную систему стоит ввести циркуляционный насос, который ставится сразу же за котлом. Он помогает теплоносителю эффективно циркулировать по контуру и создает нужное давление.

Метод удаления воздуха без сливания воды (видео)

На приведенном ролике схематически показано и рассказано, как можно устранить воздух из системы, если он появился там из-за неправильного монтажа.


По предлагаемому варианту развития событий самый удаленный от котла радиатор не греет. Между ним и предыдущей батареей скопился воздух. Чтобы устранить его, нужно подготовить немного фумленты и саморез с пресс шайбой.

Устранение воздуха осуществляется пошагово:

  1. Подготовить саморез. Завернуть конец фумленты и подмотать ее под шляпку самореза;
  2. Вкрутить в предполагаемом месте скопления воздуха на трубе саморез с помощью шуруповерта;
  3. Затянуть саморез вплотную к стенке трубы. Затем немного раскрутить, чтобы вышел воздух. Как только из отверстия пойдет вода, нужно тут же закрутить саморез до упора.
После таких действий радиатор начнет греться.

Даже новая система отопления, установленная по всем правилам, со временем может перестать полноценно работать из-за скопившегося воздуха. Периодически нужно предупреждать эту проблему и стравливать воздух, в особенности это актуально перед подачей теплоносителя в осенний период. Метод устранения воздушной пробки выбирается в зависимости от причины, повлекшей ее образование.

Проблема удаления воздуха из системы отопления решается на стадии проектирования. Для этого трубы монтируются с небольшим уклоном, обеспечивающим свободное восходящее движение воздушных пузырьков, для сбора которых в закрытых отопительных системах устанавливают воздухосборники а в системах с естественной циркуляцией используют открытые расширительные баки.

По идее, воздушные пузырьки не должны препятствовать работе отопления. Однако на практике чуть ли не каждый владелец дома или квартиры знает о воздушных пробках, способных блокировать работу не только отдельных радиаторов, но и всей отопительной системы в целом.

Если система отопления правильно смонтирована…

В правильно смонтированном отоплении, где соблюдены уклоны, обеспечивающие восходящее движение пузырьков воздуха, пробки могут образовываться при слишком быстром первичном заполнении системы теплоносителем. Воздух просто не успевает выйти из радиаторов: движение ему перекрывает масса воды.

В итоге воздух скапливается в верхней части радиаторов и в горизонтальных участках стояков при верхней разводке теплоносителя.

При двухтрубной системе отопления и при вертикальной однотрубной разводке избежать пробок не сложно. Для этого при первичном заполнении отопительной системы теплоноситель подают постепенно, обеспечивая тем самым равномерное заполнение труб и радиаторов, что в свою очередь создает надлежащие условия для выдавливания воздуха в воздухосборник (для систем с принудительной циркуляцией) или в расширительный бак (для самотечных систем отопления).

В ходе эксплуатации системы отопления пузырьки газа, выделяемые из теплоносителя при его нагреве, поднимаются вверх и удаляются через воздухосборник или расширительный бак.

При однотрубной горизонтальной системе отопления, в которой теплоноситель подается снизу, воздушные пробки неизбежны. Неизбежны они и при использовании алюминия в отопительной системе.

Проблемы алюминиевых радиаторов

Алюминий даже самых качественных приборов отопления может вступать в реакцию с теплоносителем с последующим выделением водорода. Интенсивность этого процесса зависит от качества теплоносителя (его уровня рН), температуры нагрева, а также от присутствия в системе отопления отдельных частей и элементов, изготовленных из стали, являющейся причиной возникновения процесса электрохимической коррозии алюминия.

Для защиты от коррозии металл изнутри покрывается слоем защитной пленки, действие которой со временем ослабевает, а затем полностью прекращается. Это значит, что при установке алюминиевых радиаторов процесс выделения водорода, способного также образовывать воздушные пробки и блокировать движение теплоносителя, неизбежен. Все дело во времени: появление водорода может начаться буквально с первых дней работы прибора отопления, а может «запоздать» на несколько лет, а то и десятилетий.

Опасность алюминиевых радиаторов еще и в том, что процесс выделения водорода может идти с высокой скоростью, при которой газ не успевает подняться вверх и образует зоны высокого давления, способные полностью вывести из строя отопительную систему. Трубы и радиаторы лопаются и восстановлению не подлежат.

Для удаления воздушных пробок из однотрубных отопительных систем, а также из систем отопления с алюминиевыми радиаторами, используются воздухоотводчики различной конструкции, устанавливают которые в места наиболее вероятного образования воздушных пробок.

Как спустить воздух с алюминиевых батарей - видео

Как определить наличие пробки в системе отопления

Воздушная пробка в системе отопления нарушает циркуляцию теплоносителя, «запирая» его движение. В результате в системе появляются горячие и холодные участки, по расположению которых находят завоздушивание радиаторов и труб. Делают это на ощупь.

Простой пример: труба подачи теплоносителя к радиатору подходит горячая, байпас и обратка также горячие, а сам прибор отопления холодный. Все это позволяет предположить наличие воздушной пробки в радиаторе.

Сложнее найти пробки в трубопроводах. Для этого просматривают ход трубы и устанавливают места перепадов ее уровня. именно в них наиболее вероятно скопление воздуха, для устранения которого делают сброс последовательно через все подключенные приборы отопления поочередно отключая их от общей сети (перекрывая запорную арматуру).

Виды воздухоотводчиков

Самым простым и при этом самым неудобным способом стравливания воздуха из отопления является сброс через пробку радиатора, которую немного ослабляют, создавая условия для выхода скопившегося газа. При этом велик риск нарушения герметичности прибора отопления, да и саму пробку без специальных навыков и инструментов открутить практически невозможно.

Для упрощения процесса сброса воздуха в прошлом в пробку монтировался обычный водопроводный кран, что действительно упрощало «борьбу» с пробками в отоплении, но портило интерьер.

Более удобным и при этом эстетически выдержанным, является кран Маевского, представляющий собой ручной воздухоотводчик, управляемый с помощью специального ключа или обычной отвертки. Для удобства использования краны Маевского устанавливают на все приборы отопления.

Пользоваться краном не сложно: при необходимости достаточно ослабить вентиль, дождавшись появления теплоносителя, а затем вновь закрыть его.

Кран Маевского позволяет устранять пробки, но не предупреждает их появление. Полностью избавиться от воздушных пробок можно только с помощью автоматических воздухоотводчиков.

Автоматические воздухоотводчики в системе отопления

Автоматический воздухоотводчик представляет собой клапан, в конструкции которого использован поплавок, при наличии теплоносителя плотно закрывающий сбросное отверстие. Устанавливают воздухоотводчик в самой высокой части отопительного прибора в месте наиболее вероятного скопления объема воздуха.

Воздушная пробка вытесняет теплоноситель, что в свою очередь приводит к ослаблению поплавка и открытию сбросного отверстия, через которое воздух выходит в атмосферу. При этом уровень теплоносителя повышается, жидкость занимает освободившийся объем и возвращает поплавок на место, вновь запирая сбросное отверстие.

Процесс повторяется при образовании новой воздушной пробки.

Использование автоматических воздухоотводчиков на сегодняшний день является лучшим способом предупреждения образования воздушных пробок в системе отопления.

Вопросы пользователей:

  • здравствуйте,подскажите пожалуйста!поменяли старый котёл на лемакс 10,а так же увеличили тепловую трассу,соответственно заполнили её водой,воздух стравили,результата прогрева батарей нет,котёл греет воду только на выходе воды из котла,что делать?
  • Простите у нас приходил газовщик когда вызывали по поводу воздушной пробки, он нам сломал котёл слишком высокой температурой, теперь если возникают пробки и увеличиваешь температуру в котле, котёл начинает "кипеть" звук такой как будто кипит вну
  • Здравствуйте помогите плжалуйста поровое отопление кател нашревает воду а по кругу холодные трубы Насос работает поставили новый
  • Доброе утро. У нас такая проблема, живем в частном доме по периметру дома установлены трубы диаметром 70мм. котел "Бакси 240", тубы периодически стучат и щелкают, невозможно спать. Подскажите что делать?