Музыкальное сопровождение презентации любовная лирика есенина. Любовная лирика есенина


  • Ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути;
  • Помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твердой жизненной позиции в судьбе человека.

  • Портрет – рисунок С. Есенина Ю. Аникушина;
  • Аудиозапись песен на стихи С. Есенина;
  • Фотографии Ш. Тальян и Галины Бениславской

Эпиграф:

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения «неисчерпаемой печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного заслужено человеком…

А.М. Горький


Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая Уж не жалеют больше не о ком Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.


Лебеды и не искать следа. Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.


Собаке Кочалова

Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.


«Милая Галя! Вы мне близки как друг…» Галина Артуровна Бениславская (1897-1926 гг.)

"Что желать под житейскою ношею?

Проклиная удел свой и дом,

Я хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она

Васильковыми,

Только мне -

Не кому-нибудь -

И словами, и чувствами

новыми

Успокоила сердце и грудь".

Сергей Есенин


Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

"Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда"

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.

Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь .


  • Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру.


Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени - Россия –

Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки –

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре –

Я тебе придумаю о нем.

Все равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.


Шаганэ, ты моя, Шаганэ Шаганэ Нерсесовна Тальян (1900-1976 гг.)

« Шаганэ ты моя, Шаганэ

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ…»


Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

И зачем? Кому мне песни петь?-

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.

До свиданья , пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери , до свиданья




«За то, что девочкой неловкой

предстала ты мне на пути моём»

Зинаида Николаевна Райх 1894-1939

«Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска в глазах усталых:

Что перед вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах…»

«Письмо к женщине»


До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.






Любовная лирика Сергея Есенина волшебная, сильная и обезоруживающая. Конечно, у большинства людей поэзия Сергея Александровича в первую очередь ассоциируется с описанием красот природы. Но кроме березовых рощ, бескрайних лугов, Руси-матушки и колосящихся полей есть и любовь в творчестве Есенина. На самом деле, любовная лирика этого поэта куда мощнее березово-ситцевых четверостиший, хотя первая родилась благодаря второй.



Поэтичную одухотворенность Есенина и трепетное отношение к женщинам мы можем увидеть в цикле «Персидские мотивы». Поэт, побывав на Востоке, был поражен их жестоким обычаям и отношению к прекрасному полу: Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк.


Сергею Александровичу было не понять, зачем скрывать женскую красоту, по его мнению, ею нужно постоянно любоваться, ведь жизнь так быстротечна. Любовь в творчестве Есенина приобретает порой простую и понятную форму, а иногда напротив – лирического героя окутывает целая гамма чувств и переживаний. Это мы можем увидеть в стихотворении «Заметался пожар голубой», посвященное актрисе Августе Миклашевской: Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным.


Любовная лирика Сергея Есенина очень многослойна, в своих произведениях он говорит об этом чувстве то обреченно и с отчаянием, то с радостью и верою в чудо. Если бы не такая бурная личная жизнь, постоянные романы, женщины, меняющиеся одна за другой, навряд ли бы любовь в творчестве Есенина приобрела такой оттенок, какой мы наблюдаем в его стихотворениях.












Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то и не было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом».



Он огромен в своих берегах. К тому же берега его поэзии в нашем понимании раздвигаются, а русло углубляется. И дело тут не только в том, что мы находим новые материалы – стихи, письма, документы, обогащающие наши представления о нем. Прибыль идет от всего наследия, от всего того, что мы знали и раньше. Кажется в стихах его все ясно. Как говорят, черным по белому писано. Но за этой ясностью, как и за ясностью стихов Лермонтова, есть загадка. Загадочен источник чувств, их глубина, а значит, и сами стихи».



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Учитель русского языка и литературы Урясьева И.В. МОУ СОШ №21

1. Обзорное ознакомление с любовной лирикой поэта; проследить эволюцию чувств лирического героя и богатство выражения этих чувств. 2. Формирование правильной монологической речи; формирование умений сравнивать, систематизировать и обобщать; 3.Формирование бережного отношения к классической русской поэзии. Цели и задачи урока:

1. Раннее творчество. Любовь лирического героя - не конкретное психологическое переживание, а пьянящее предчувствие счастья. «Выткался на озере алый свет зари». 1910г. 2. Середина 1910 года. Образ лирического героя становится более конкретизированным, появляются мотивы разлуки, потерь. «Не бродить, не мять в кустах багряных». 3. Конец 10-начало 20 годов. Основное чувство лирического героя - разочарование в любви. «Я усталым таким еще не был» 4 . Середина 20 х годов. Любовь лирического героя - чувство многогранное, в основе которого благородство, искренность и тонкое понимание красоты. «Шаганэ, ты моя, Шаганэ». ЭВОЛЮЦИЯ ЧУВСТВ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

Эпиграф Мы с тобою любим в этом мире Одинаково со всеми, дорогая. С. Есенин

Анна Сардановская «Ты ушла и ко мне не вернешься…» Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок, И теперь ты другому смеешься, Укрываяся в белый платок. .

Анна Романовна Изряднова « Не бродить, не мять в кустах багряных…» Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста.

Лидия Ивановна Кашина «Зеленая прическа…» Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Зинаида Андреевна Райх «Не жалею, не зову, не плачу…» Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Айседора Дункан «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг!

Августа Миклашевская Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. «Заметался пожар голубой…»

Шаганэ Тальян-Тертарьян Шагане, ты моя, Шагане! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ, ты моя, Шагане. « Шаганэ, ты моя, Шаганэ! »

Закрепление: Анализ стихотворения С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» Тест по творчеству С. Есенина.

Какова главная тема стихотворения? Почему лирический герой «готов рассказать поле», а не «рассказать о поле» ? На чем основано сравнение «волосы – рожь»? Найдите гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием? Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается « что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения? Определите размер стихотворения?

1. Лирический герой – это а) автор б) рассказчик в) образ героя, чьи переживания, мысли, чувства отражены в стихотворении г) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику 2. Каковы основные мотивы ранней лирики С.А. Есенина? а) философская лирика б) любовная лирика в) тема крестьянской России г) пейзажная лирика 3. К какой литературной группе принадлежал С.А. Есенин в начале 20-х годов? а) символизм б) модернизм в) футуризм г) акмеизм д) иманженизм

4. Какой традиционный мотив русской классической лирики часто появляется в стихах С.А. Есенина? а) свободолюбивая лирика б) мотив одиночества в) предназначение поэта и поэзии г) мотив дороги, изгнанничества 5. Какие ключевые образы использовал С.А. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая?» Каков смысл этих образов (роща, дом, странник, журавли)? а) символ судьбы б) символ краткости земной жизни в) символ недостижимости гармонии 6. Какую общую черту можно выделить, анализируя любовную лирику С.А. Есенина? а) гармоничность, безмятежность б) печаль, грусть в) радость бытия г) конфликтность, безответность

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой….


Презентация по слайдам

Текст слайда: МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области» Урок литературы в 11 классе Подготовила: Кудинова Ю.А., учитель русского языка и литературы


Текст слайда: Цели урока: Выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество Есенина. Исследовать цветоизображения в любовной лирике Есенина. Отработать навыки выразительного чтения наизусть.


Текст слайда: Великие о ЛЮБВИ… Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти. Стендаль Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов Любовь – это все, и она воздействует на все – космическая сила, которая делает человека непобедимым. Дж. Бруно


Текст слайда:


Текст слайда: О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.


Текст слайда: Я Вас любил. Любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем. Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить Вас ничем…


Текст слайда: …Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться… Такая любовь бывает раз в тысячу лет.


Текст слайда: Я встретил Вас – и все былое В отжившем сердце ожило, Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло…


Текст слайда:

Слайд №10


Текст слайда: Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. С. Есенин

Слайд №11


Текст слайда: Знакомство Есенина с Сардановской относится к 1906 г. "У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю". Сардановская (в замужестве Олоновская) Анна Алексеевна (1896-1921), юношеское увлечение Есенина

Слайд №12


Текст слайда: Мария Парменовна Бальзамова (1896-1950) Август 1912… Сергей познакомился с Марией Бальзамовой. Он называл ее «тургеневской Лизой» и был убежден, что она не уйдет из его памяти даже после встречи с другой женщиной…

Слайд №13


Текст слайда: (1891-1946) Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года. Она работала вместе с Есениным корректором в типографии. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.

Слайд №14


Текст слайда: (1886-1937) Лидия Ивановна сыграла большую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа».

Слайд №15


Текст слайда: (1894-1939) 30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.

Слайд №16


Текст слайда: "Был он изящен, к тому ж поэт, пусть с небольшой, но ухватистой силою, и какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою" (1877-1927)

Слайд №17


Текст слайда: В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана". (1891-1977)

Слайд №18


Текст слайда: В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян). Они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г. (1900-1976).

Слайд №19


Текст слайда: (1900-1957). Она была младше Есенина на 5 лет. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна несбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она очень высокомерная, гордая, требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.

Слайд №20


Текст слайда: На Ваганьковском кладбище в Москве, в двух шагах от могилы Сергея Есенина словно вырастает из земли небольшая плита белого мрамора. На ней написано: "Галина Артуровна Бениславская". Это имя любви, ставшей сильнее смерти. (1897-1926)

Слайд №21


Текст слайда: Частеречная принадлежность цветоизображений. Преобладающие цвета и их оттенки. Выводы по исследованию.

Слайд №22


Текст слайда: Урок литературы в 11 классе

Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат, интересен и уникален. В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы, но мотив любви можно назвать сквозным во всех его произведениях. До двадцати восьми лет не написал ни одного стихотворения, которое можно было бы причислить к любовной лирике. По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему: А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь хоть шаром покати. За чем же дело стало? спросил его Мариенгоф. Для этого ж влюбиться надо, отвечал Есенин. Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.


Первая любовь Есенина - Анюта Сардановская (Снегина). Была одним из первых юношеских увлечений поэта. Он посвятил ей в первой публикации стихотворение "За горами, за желтыми долами..." Отношения Есенина и Анны не сложились, Анна вышла замуж за другого и умерла при родах. У Есенина было много женщин, но он всегда помнил свою первую любовь и к концу жизни написал поэму Анна Снегина. «За горами, за желтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок…» 1916


Мария Парменовна Бальзамова. Друг юности поэта. Известны 17 писем и 2 почтовые открытки Сергея Есенина, адресованные ей. К ней обращено одно из самых известных стихотворений поэта "Не бродить, не мять в кустах багряных..." «Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла…» 1916


Лидия Ивановна Кашина. Знакомая поэта, последняя константиновская помещица. С мая 1916 по сентябрь 1918 гг. Сергей Есенин бывал в её доме. Она стала одним из прототипов Анны Снегиной, к ней обращено стихотворение "Не напрасно дули ветры..." «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Кто-то тайный тихим светом Напоил мои глаза. С чьей-то ласковости вешней Отгрустил я в синей мгле О прекрасной, но нездешней, Неразгаданной земле…» 1917


Анна Романовна Изряднова. Когда Сергей Есенин приехал в Москву, ему было всего семнадцать лет. Цель у него была одна: стать самым известным в России поэтом. Спустя год Московской жизни он влюбляется в Анну Романовну Изряднову, которая работает вместе с ним корректором в типографии. Живут они гражданским браком и через год у них рождается сын Юрий, который впоследствии был убит по обвинению в покушении на Сталина. Но гражданский брак с Анной с первых дней показался ему ошибкой. В этот момент Сергея Есенина больше заботила карьера. Он оставляет семью и уезжает искать счастья в Петроград.


Надежда Вольпин. Она занимала особое место в жизни Сергея Есенина. Помните последние строчки из "Шагане..."? «Там на севере девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне…» Это как раз о ней. У Надежды Вольпин от Сергея Есенина был сын Александр.


Одним из высших достижений любовной лирики Есенина является его знаменитый цикл «Персидские мотивы». Этот цикл был написан в годах. В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шагане…», «Руки милой – пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных ее проявлениях. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина.


Шаганэ Нерсесовна Тальян. Знакомая поэта, учительница русского языка и литературы, армянка по национальности. С Сергеем Есениным она познакомилась во время его пребывания в Батуми в зимние месяцы гг. Её звучное восточное имя Сергей Есенин ввёл в несколько своих стихотворений из цикла "Персидские мотивы" «Ты сказала, что Саади Целовал лишь только в грудь. Подожди ты, бога ради, Обучусь когда-нибудь!..»


Зинаида Николаевна Райх. В 1917 году Сергей Есенин влюбляется в красивейшую, нежную, образованную женщину Зинаиду Райх. Чувства переполняют его и он женится не раздумывая. С Зинаидой Райх они прожили три года, и она родила ему двух детей Татьяну и Константина. Однако Сергей Есенин не был добропорядочным семьянином и вряд ли найдётся женщина, которая смогла бы долго терпеть такого мужа. Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин.Зинаиды Райх хватило на три года, после чего они расстались. Стихотворение«Вечер черные брови насопил » (хоть и включено поэтом в цикл «Любовь хулигана», который принято связывать с именем другой женщины, все-таки посвящено Зинаиде Николаевне) Одно из самых известных стихотворений, посвященных Зинаиде Райх - "Письмо женщине"




Дункан (Duncan) Айседора. После разрыва с Зинаидой Райх, Есенин вел праздную жизнь: пил вино, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил её, известную Американскую танцовщицу Айседору Дункан. Она была старше его на 18 лет, не знала русского языка, а он не говорил по-английски. Отрезок жизни с Айседорой Дункан, пожалуй, самое сумасбродное и скандальное время в жизни поэта. Именно этой страсти посвящено стихотворение "Сыпь, гармоника! Скука... Скука..." «Сыпь, гармоника! Скука… Скука… Гармонист пальцы льет волной. Пей со мною, паршивая сука, Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали, Невтерпеж! Что ж ты смотришь так синими брызгами, Иль в морду хошь?...»


Августа Миклашевская. В августе 1923 года произошла встреча Сергея Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской, которая вскоре стала счастливой соперницей Айседоры Дункан. Но не смотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Августе Миклашевской поэт посвятил 7 стихотворений из цикла "Любовь хулигана". Одно из самых ярких - стихотворение "Заметался пожар голубой..."


Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелье падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.


Так беззаветно, как любила Галина Бениславская, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Ну чего ему не хватало?! Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал. Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей- собутыльников, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. И телеграмму в Крым Айседоре дала она же. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил Зинаиду и Изадору и не мог иначе. Для меня любовь это страшное мучение, это так мучительно».




Софья Андреевна Толстая. В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. 29- летний Сергей Есенин робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений и была абсолютно счастлива. В то время как Сергей Есенин, встретив приятеля, на его вопрос «Как жизнь?» отвечал: «Готовлю собрание сочинений в 3-х томах и живу с нелюбимой женщиной». Внучке великого русского писателя Льва Толстого суждено было стать вдовой скандального русского поэта...


В течение всей жизни любовная лирика, как и сам поэт, претерпевали значительные изменения: от первых пылких юношеских к глубоким душевным переживаниям. Пытаясь глубже разобраться в себе, своих чувствах, Есенин посвящает теме любви целые циклы стихов. Но были и периоды, когда любовь отходила на другой план; на первом же - безраздельно господствовали стихи, посвященные природе России, общественно - политическим событиям. В последних - его главным героем становиться гражданин, патриот своей страны, но никак не лирический герой года были наполнены веером событий: здесь и революция, и крах старого, отжившего прошлого, и перемены. Тема любви в есенинских произведениях отходит на второй план.


Года оказались сложным временем не только в творчестве поэта, но и в личной жизни. В это время появляется цикл стихов "Москва кабацкая". В целом, название сборника говорит само за себя. Следующие строки, думаю, как нельзя лучше отразят это время: «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну, Но от этого ль темная сила Приучила меня к вину. » Еще одним показательным примером "заблудившегося" в своих чувствах Есенина можно считать стихотворение "Сыпь гармоника".Вульгарная лексика, дергающийся ритм стиха, озлобленность и цинизм лирического героя. Героиня так же предстает некрасивой и на словах, и в поступках. Сама любовь рассматривается здесь не как дар, не как светлое чувство. Это скорее попытка облечь в красивую форму то, что и чувствами то назвать нельзя.


В последние годы жизни Сергей Есенин смог прочувствовать всю глубину, красоту и нежность любви. Изумителен по своей задушевности и нежности цикл стихов "Персидские мотивы", созданные поэтом в последние годы жизни года К любовной теме последних лет поэта относится и стихотворение "Письмо к женщине". В этом "письме" он просит прощение у женщины, которую когда-то любил. Теперь он исповедуется перед ней и просит простить его за обиды и горечь, которые ей причинил. В то время он не сумел сберечь любовь, но до сих пор хранит в сердце уважение и привязанность к ней. «…Пусть я буду любить другую, Но и с нею, с любимой, другой, Расскажу про тебя, дорогую, Что когда-то я звал дорогой….»


Один из величайших поэтов 20 века Сергей Есенин вошел в историю русской поэзии как выдающийся лирик. На протяжении своей жизни он писал стихи, которые захватывают своей красотой и глубиной дух читателя. Он писал о горячей любви к людям, природе, земле, называя себя "советским поэтом". Влюбчивый, имевший успех у женщин, сам Есенин не воспринимал свои увлечения как серьезные чувства, и даже любовная лирика пронизана одной большой любовью, любовью к Родине.


Женщин, любивших Сергея Есенина было много, а любви в его жизни было мало... Сам он объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это искусство...»