Есть ли окончание ов у существительных. Родительный падеж множественного числа существительных

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

    дом - много домов, конь - много коней, степь - нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

    земля - нет земель, петля - нет петель, дело - нет дел, место - нет мест, клеймо - нет клейм, яблоко - нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья - нет вещуний, взгорье - нет взгорий, гнездовье - нет гнездовий, захолустье - нет захолустий, копьё - нет копий, кушанье - нет кушаний, новоселье - нет новоселий, оладья - нет оладий, побережье - нет побережий, сна́добье - нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

    один солдат - несколько солдат; один грузин - несколько грузин, один цыган - несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

    слова женского рода: доля - несколько доле́й, кегля - несколько ке́глей ; слова среднего рода: болотце - несколько боло́тцев, верховье - нет верхо́вьев, дно сосуда - нет до́ньев, дре́вко - нет дре́вков, личико - несколько личиков, остриё - нет остриёв, платье - несколько пла́тьев, устье - несколько у́стьев, шило - несколько ши́льев.

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых , окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии - много людёв вместо нормативного много людей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

    о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых , в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта - 10 гектаров земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно - для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! - в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

    - В трамвае нет местов .
    - Не местов , а мест. Падежов не знаете.
    - А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

    много шофёров , бойцов , гениев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

    много жителей , полей , падежей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин - нулевое окончание с отсечением -ин :

    много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидоров , пять апельсинов , пять баклажанов (допустимо - пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

    пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфортов , пара ботов (допустимо - пара бот), нет рельсов (допустимо - нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта - нет вязаных носок и носков ;

    названия национальностей с финалями -н , -р :

    нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуинов , нет бушменов , нет сванов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

    нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёров , нет минёров , нет гусар и гусаров , нет драгун и драгунов , нет гренадер и гренадеров , нет кирасир и кирасиров , нет улан и уланов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы - с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

    10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только граммов , но и килограммов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акров ), гектар (10 гектаров ), дюйм (5 дюймов ), литр (10 литров ), метр (5 метров ), километр (5 километров ), миллиметр (10 миллиметров ), сантиметр (10 сантиметров ), пуд (10 пудов ), фунт (10 фунтов ), фут (5 футов ), ярд (5 ярдов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять долларов ), динар (пять динаров ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля - пара ту́фель, я́блоня - пять я́блонь, цап́ля - пять ца́пель, сва́дьба - пять сва́деб, ра́туша - несколько ра́туш, но: до́ля - пять доле́й; дя́дя - нет дяде́й и дядьёв; ке́гля - пять ке́глей; при́горшня - пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля - нет ро́хлей, ю́ноша - пять ю́ношей.

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

    свеча́ - пять свече́й, статья́ - пять стате́й, семья́ - пять семе́й, бадья́ - нет баде́й, бахча́ - нет бахче́й, простыня́ - пять просты́нь и пять простыне́й , но: кочерга́ - пять кочерёг, огло́бля - пять огло́блей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа - нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля - нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны - нет макарон, деньги - нет денег, опилки - нет опилок, чернила - нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

    джинсы - нет джи́нсов (!), клипсы - нет кли́псов , обои - нет обо́ев , бронхи - нет бро́нхов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

    ро́звальни - нет ро́звальней , схо́дни - нет схо́дней , я́сли - нет я́слей (!), ку́дри - нет кудре́й , гу́сли - нет гу́слей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли - нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли - нет ходу́лей и нет ходу́ль, бу́дни - нет бу́дней и бу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (дупл о, полотенц е, песн я, кукл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дупе л, нет полотене ц, нет песе н, нет куко л, нет ро́зо г, нет досо́ к (допустимо - до́со к), нет дереве́ нь, нет са́бе ль, нет ту́фе ль, нет ку́хо нь, нет су́мере к, нет со́пе л и сопл, но: такса - нет такс, утро - несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят - нет буря́т и буря́тов, зять - нет зятьёв, коммента́рий - нет коммента́риев, копы́тце - нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в - нет корректи́вов, низо́вье - низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье - нет подмасте́рьев, поле́нце - нет поле́нцев и полотенец, ту́рок - нет ту́рок, у́хо - без уше́й, ши́ло - нет ши́льев.

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей.

Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).

Любой падеж определяется по вопросу.

На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:

  • кого? - одушевлённое существительное
  • чего? - неодушевлённое существительное

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.

Обстоятельственные вопросы родительного падежа

Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:

  • откуда?
  • когда?
  • зачем?

Определение значения родительного падежа по вопросу

Классифицировать значения удобнее всего в таблице:

Существительные в родительном падеже имеют значение:

времени действия

образа действия

места действия

причины действия

цели действия

после обеда

среди дня

до вечера

без печали

без энтузиазма

без огонька

из города

возле школы

из-под куста

с радости

из любопытства

из-за обиды

для работы

для учёбы

Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?

Если у кого-то от этих вопросов возникает нормально.

Самая большая головная боль - форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание - сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Существительные женского рода во родительного падежа

У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)

Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

  • В им. п. -а с шипящ. перед ней: баржа - барж, кража - краж, лужа - луж, лыжа - лыж, туча - туч (без ь).
  • В им. п. -а,-я не после шипящ.: вафля - вафель, туфля - туфель, домна - домен, кочерга - кочерёг, няня - нянь, розга - розог, свадьба - свадеб, сплетня - сплетен, простыня - простынь, усадьба - усадеб.
  • В им. падеже - ия: лекция - лекций, армия - армий, пародия - пародий, фамилия - фамилий, экскурсия - экскурсий.
  • В им. п. - ья или -я: ладья - ладей, статья - статей, кегля - кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.

  • В им. п. - ня: вишня - вишен, спальня - спален, колокольня - колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня - кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
  • В им. п. - ь: мать - матерей, дочь - дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость - костей, плеть - плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание -ей).

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.

  • В им. п. -о: окно - окон, решето - решет, зеркало - зеркал, судно - суден; село - сёл, весло - вёсел; яблоко - яблок Но: шило - шильев, дно - доньев, личико - личиков (окончание -ев, -ов).
  • В им. п. -е: поле - полей, блюдце - блюдец, полотенце - полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье - гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье - кушаний, побережье - побережий, снадобье - снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье - устьев, низовье - низовьев (окончание -ев).

  • В им. п. -ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,

нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней

нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев

при собирательном значении - эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет

предметы

чулок, сапог, валенок, опорок, погон,

путей, корней

кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,

единицы измерения

100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат

семь пядей, 100 рублей

10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов

названия продуков

нет макарон

много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? - муж. и сред. рода
  • Какой? - женск. рода

Например:

  • зари (какой?) алой, вечерней - окончание -ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего - окончания -ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего - окончания -ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.

Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.

Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные множественного числа.

Апельсинов или апельсин?

В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание -ов.

  • Много апельсинов нужно для сока.
  • Несколько помидоров хватит для салата.
  • Куча мухоморов выросла вокруг пня.
  • Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
  • Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
  • Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
  • Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
  • Пара носков от бабушки - подарок к Новому году.

Грамм или граммов?

Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

  • Сто двадцать вольт достаточно.
  • Обычное напряжение - двести двадцать ватт .
  • Сто грамм сейчас не помешает.
  • Пять ампер - слишком мало.
  • Сотня гектар поля пустовала.
  • Здесь пятьсот гигабайт памяти.
  • Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
  • Всего-то десять герц !

Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

  • Нужно добавить всего сто граммов .
  • Не хватает пяти килограммов .
  • Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.

Туркмен или туркменов?

Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:

  • Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
  • Несколько армян составляли бригаду строителей.
  • Он среди англичан вырос.
  • Приезд болгар был обставлен торжественно.
  • Степные игры башкир - это традиция.
  • Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
  • Выступления румын были прописаны в простоколе.
  • Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
  • Много татар проживает на территории Крыма.
  • Наступление турок было остановлено.
  • Танцы цыган - гвоздь программы.
  • Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
  • Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
  • Песни грузин - моя слабость.

Это относится и к слову "человек": несколько человек выступило в поддержку оппонента.

Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:

  • Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
  • Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
  • Обычаи бушменов просты и понятны.
  • Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
  • Столица калмыков сегодня - современный город.
  • Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
  • Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
  • Танцы ойротов завораживают.
  • Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
  • Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
  • Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
  • Среди хакасов мало уже чистокровных.
  • Я решил выучить язык хорватов.
  • Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.

Сюда же относятся воинские названия:

  • Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
  • Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
  • Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
  • Рота солдат выдвинулась на позиции.

И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.

Ботинок или ботинков?

Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:

  • Нет ботинок у ребёнка.
  • Из глаз посыпались искры.
  • Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
  • Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
  • Без чулок гораздо лучше.
  • Блеск эполет ослеплял барышень.
  • Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.

Исключение: нет носков .

От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба . А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.

Вафель или вафлей?

Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:

  • Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
  • Несколько домен ещё не запустили.
  • В доме вообще не было кочерёг.
  • Верхушки кровель показались вдали.
  • Концы оглобель воткнулись в землю.
  • Связка розог уже была замочена в корыте.
  • Пора свадеб - ноябрь.
  • Не надо сплетен.
  • Ряды усадеб тянулись за огородами.
  • Гнёзда цапель темнели в камышах.
  • На руках нянь ребёнок и вырос.

У некоторых из таких существительных бывает окончание -ей:

  • Не может быть в этом деле равных долей .
  • Не хватает кеглей.
  • Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
  • Крыши саклей скрылись за поворотом.
  • Свет свечей заливал весь зал.
  • Нет у нас лишних простыней.

Барышень или барышней?

Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на -ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:

Захолустий или захолустьев?

Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на -ий, а в разговорном - окончание -ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.

Без вариантов пишется - ий в следующих словах:

  • Ряды острых копий тянулись до горизонта.
  • Опасайтесь глубоких ущелий.
  • Враги боятся наших изменений.
  • Изящество её тонких запястий поразило меня.
  • Надо прикрыть тылы армий.
  • Берегись проделок этих шалуний.

Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием -ев:

  • Леса речных верховьев - заповедные края.
  • У самых низовий мы ловим рыбу.
  • Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
  • Теперь у неё было много платьев.
  • Надо бы добавить несколько звеньев .
  • Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
  • Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
  • Двое подмастерьев спали на лавках.

У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.

Блюдец или блюдцев?

Без вариантов имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:

  • Корзина яблок стояла под деревом.
  • Не хватило глубоких блюдец .
  • Нет зеркалец у девочек.
  • Не хватает одеялец для малышей.
  • Махровых полотенец тоже не хватает.
  • Я не пробовал осьминожьих щупалец.
  • В этой округе множество маленьких болотцев.
  • Это платьице из крýжевцев.

У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:

  • колен - коленей - коленьев;
  • коленец - коленцев;
  • корытец - корытцев;
  • копытец - копытцев.

Грабель или граблей?

Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:

нулевое -ов, -ев -ей
  • мокрых мокасин;
  • твоих нападок;
  • широких панталон;
  • ночных потёмок;
  • новых рейтуз;
  • густых сумерек;
  • красных шаровар.
  • твоих выкрутасов;
  • ранних заморозков;
  • старинных клавикордов;
  • ужасных лохмотьев;
  • нищенских отрепьев;
  • надоевших пантов;
  • гадких подонков;
  • куча ботов;
  • оставшихся выжимков;
  • редких высевков;
  • на улицах выселков;
  • пышных выческов;
  • долгих выморозков.
  • ваших граблей;
  • самодельных ходулей;
  • скучных будней;
  • мужицких дровней;
  • детских яслей.

Задач или задачь?

Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

  • много задач;
  • несколько жилищ;
  • твоих плеч;
  • тяжёлых нош;
  • нет галош;
  • не хватает хранилищ;
  • ваших рож;
  • лесных чащ;
  • крыши дач.

Практическая работа

Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.

1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:

  • ваш(?) товарищ(?);
  • борщ(?) горяч(?);
  • быстро умнож(?)те;
  • выйдеш(?) замуж(?);
  • богач хорош, широкоплеч(?);
  • хатаеш(?)ся за гуж(?);
  • рухнеш(?) навзнич(?);
  • примчиш(?)ся вскач(?);
  • откроеш(?) настеж(?);
  • меч(?) сверкающ(?);
  • синяя туш(?);
  • выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
  • скопление туч(?);
  • скоро уж(?) полноч(?);
  • сундук сокровищ(?);
  • картеч(?) свистит;
  • лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
  • много училищ(?);
  • музыкальный туш(?);
  • обжеч(?) кирпич(?);
  • фарш(?) свеж(?);
  • махнёш(?) наотмаш(?);
  • бьёш(?)ся над решением задач(?);
  • не говори, что не дюж(?).

2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.

Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.

3. Образуйте по образцу слова:

  • буряты - бурят: башкиры, туркмены, болгары;
  • ядра - ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
  • киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
  • кружевце - кружевцев, корытца, копытца;
  • носки - носков: ремешки;
  • сапоги - сапогов: чулки, ботинки, валенки;
  • лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
  • амперы - ампер: микроны, аршины, вольты;
  • зёрнышки - зёрнышек: пёрышки, окошки;
  • брызги — брызг: бусы, каникулы;
  • носилки - носилок: салазки, потёмки;
  • яблоки - яблок: груши;
  • полотенца - полотенец: одеяльца, блюдца;
  • западни - западней: ноздри, ступни;
  • сакли - саклей: распри, кегли;
  • туфли - туфлей: вафли, оглобли;
  • клещи - клещей: ясли, будни.

4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).

1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).

2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).

3) Какая прелесть - запах от цветущих (вишни), (яблони)!

4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!

5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).

6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).

7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.

Мужской род

1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4) Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

-ов : заморозк ов ;

Ей: будней , яслей , саней .

Имя числительное

Количественные числительные

Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят и десят и книг

тр ех сот рублей

шест и сот человек

пят и десят и книгам

тр ем ст ам рублям

шест и ст ам человекам

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят ью десят ью книгами

тре мя ст ами рублями

шест ью ст ами человеками

Предл.

о пят и десят и книгах

о тр ех ст ах рублях

о шест и ст ах человеках

Числительные 40, 90, 100

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Падеж

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентов

девяност а дней

ст а машин

сорок а студентам

девяност а дням

ст а машинам

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентами

девяност а днями

ст а машинами

Предл.

о сорок а студентах

о девяност а днях

о ст а машинах

Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят и тысяч тр ех с от сорок а восьм и человек

пят и тысячам тр ем ст ам сорок а восьм и человекам

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят ью тысячами тр емя ст ами сорок а восем ью человеками

Предл.

о пят и тысячах тр ех ст ах сорок а восьм и человеках

§2.3. Дробные числа

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят и целых девят и десят ых гектара

пяти целым девят и десят ым гектара

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят ью целыми девят ью десят ыми гектара

Предл.

о пят и целых девят и десят ых гектара

Числительные полтора и полтораста :

Полтора

Полтораста

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литров

пол ý тора суток

пол ý тораста мешков

пол ý тора литрам

пол ý тора суткам

пол ý тораста мешкам

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литрами

пол ý тора сутками

пол ý тораста мешками

Предл.

о пол ý тора литрах

о пол ý тора сутках

о пол ý тораста мешках

Порядковые числительные

Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидеся того образца

тысяча двести пятьдесят седь мого образца

тысяча двести пятидеся тому образцу

тысяча двести пятьдесят седь мому образцу

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидесят ым образцом

тысяча двести пятьдесят седьм ым образцом

Предл.

о тысяча двести пятидесят ом образце

о тысяча двести пятьдесят седьм ом образце

В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:

Падеж

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ого года

две тысячи треть его года

двухтысячн ому году

две тысячи треть ему году

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ым годом

две тысячи треть им годом

Предл.

о двухтысячн ом годе или: в двухтысячн ом году

о две тысячи треть ем годе или: в две тысячи треть ем году

Собирательные числительные

Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках?

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях:

1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег );

2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое );

3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ).

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ).

Склонение собирательных числительных

Падеж

Двое

Трое

Четверо

Пятеро

двое студентов

трое

четверо

пятеро

двоих студентов

троих

четверых

пятерых

двоим студентам

Троим

четверым

пятерым

двоих студентов(но: двое суток – неодуш .)

троих (трое)

четверых (четверо)

пятерых (пятеро)

Твор.

двоими студентами

троими

четверыми

пятерыми

Предл.

о двоих студентах

о троих

о четверых

о пятерых

Склонение числительных оба/обе

оба мальчика

обе девочки

обо их мальчиков

обе их девочек

обо им мальчикам

обе им девочкам

обо их мальчиков (но: оба окна – неодуш .)

обе их девочек (но: обе стены – неодуш .)

Твор.

обо ими мальчиками

обе ими девочками

Предл.

об обо их мальчиках

об обе их девочках

Глагол

Особенности спряжения некоторых глаголов

От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .

Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.

Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.

Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).