Конспект занятия по развитию речи "пришла зима". Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима Конспект по развитию речи тема зима

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Формировать понятия

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать однокоренные слова.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши, пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребенка.

1. Организационный момент

встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)

2. Введение в тему

– Правильно. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка.

– Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег.

Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.

– Как называются цветы, первыми появляются из-под снега?

– Какую бабу слепили из снега?

– Когда идет сильный снег , он падает, как мы это называем?

– Какое время года наступило?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

3. Рассматривание картины «В зимнем парке»

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?

– Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.

– Опишите небо. Какое оно?

– Деревья какие?

– что еще есть на картине?

– Что делают дети?

– Как они одеты? Почему?

– Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Логопед просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений)

Логопед убирает картину.

– Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.

– А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.

– Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.

5. Работа в тетрадях

– Откройте тетради. Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?

Лыжи, снеговика, санки.

– Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги.

Что это? Почему вы так решили? Объясните.

– Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.

После выполнения задания логопед собирает тетради.

6. Игра «Снеговик»

– Пойдемте поиграем.

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

7. Игра «Какое слово лишнее?»

– Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

8. Упражнение «Вьюга»

Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.

– послушайте загадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

(вьюга)

– Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

9. Упражнение «Закончи предложение»

– Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить…(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Мы показали соседям нашего…(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

10. Пальчиковое упражнение «Лыжники»

– Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?

– У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

11. Упражнение «Один много» (с мячом)

– Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.

«Зимушка - зима»

Цель:

Задачи:

Образовательная:

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: -

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Оборудование для педагога:

Оборудование для детей: снежинки, прищепки.

Предварительная работа:

Ход занятия

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Логопед:

«Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам Зима».

Дети: О зиме.

Логопед:

А вы любите зиму? (ответы)

Что зимой бывает? (ответы)

Ребята! Подул холодный ветер - у-у-у…

Застонали деревья - м-м-м-м…

Шуршит снег - ш-ш-ш…

Логопед:

Открываем первую страницу.

Картинка «Зима».

Игра «Подбери признак»

Зима какая? (ответы)

Снег какой? (ответы)

Снежинки какие? (ответы)

Физминутка: «Снеговик». (Вкл. Музыку).

Логопед: снег

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (Снег .)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые... (Снежинки .)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее... (Снегопад .)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (Снежки .)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (Снеговик .)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка — ... (Снегурка .)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой... (Снегири .)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (Снег .)

Включаем мелодию ветра.

Логопед:

Логопед:

Картинка «Зимние забавы»

Ма-ма-ма -наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла - зима сугробы намела.

Мы-мы-мы -не боимся мы зимы.

(Перелистываем).

Логопед:

Ответы детей.

Логопед:

«Снежинки».

Глазки смотрят вверх и вниз.

Все, на землю улеглись.

(перелистываем)

Логопед:

Ответы детей.

Логопед:

Включаем зимнюю мелодию.

Логопед:

Что было труднее всего?

Что нового вы узнали о зиме?

Спасибо ребята.

Просмотр содержимого документа
«открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Зимушка зима"»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

«Зимушка – зима»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: музыкальное сопровождение, снежинки, зимняя книга.

Оборудование для детей: снежинки, прищепки.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов, наблюдение за погодой.

Ход занятия

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Логопед: ребята, сегодня наше занятие я хочу начать со стихов детской писательницы Элеоноры Булгаковой:

«Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам Зима».

О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?

Дети: О зиме.

Логопед: Да, наступила зима. Я предлагаю познакомиться с удивительной книгой, которая называется «Белая книга Зимы».

А вы любите зиму? (ответы)

Что зимой бывает? (ответы)

А во что дети играют зимой? (ответы)

Зима приглашает нас отправиться на прогулку по страницам ее книги вместе с веселым язычком.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

«Язычок смотрит по сторонам», «Лопатка», «Лопаткой чистим снег», «Сосульки».

Ребята! Подул холодный ветер – у-у-у…

Застонали деревья – м-м-м-м…

Шуршит снег – ш-ш-ш…

Логопед: ну вот, сразу видно, что вы любите зиму.

Открываем первую страницу.

Картинка «Зима».

Игра «Подбери признак»

Зима какая? (ответы)

Снег какой? (ответы)

Снежинки какие? (ответы)

Физминутка: «Снеговик». (Вкл. Музыку).

Логопед: Итак, первая страница зимней книги и следующее задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. И наша страница тоже бела и пуста. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». А ответы мы будем крепить на страницу зимней книги.(Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (Снег .)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые... (Снежинки .)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее... (Снегопад .)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (Снежки .)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (Снеговик .)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - ... (Снегурка .)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой... (Снегири .)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (Снег .)

Включаем мелодию ветра.

Логопед: пока мы заполняли страницу книги подул сильный ветер, а в небе закружили веселые снежинки. И всё вокруг замело.

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут снежинки и дуют на них, добиваясь движения снежинок).

Логопед: а теперь давайте вернёмся на стулья и посмотрим что на следующей странице (перелистываем).

Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторите самостоятельно.

Картинка «Зимние забавы»

Ма-ма-ма –наступила зима.

Ок-ок-ок – на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы-мы-мы –не боимся мы зимы.

(Перелистываем).

Логопед: на этой странице нужно придумать предложения о зиме. А книга нам в этом поможет. (картинка). Каждое предложение должно начинаться со слова «Зимой». Вот мое предложение: Зимой солнце светит, но не греет.

Ответы детей.

Логопед: спасибо, книга ваши предложения услышала и запомнила.

Пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Всё внимание на снежинку!

«Снежинки».

Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Все, на землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

(перелистываем)

Логопед: вот и подошли мы к следующей необычной странице с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого. (Картинки двух снеговиков).

Ответы детей.

Логопед: книга подсказывает мне, что это наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково», скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку называете это слово ласково и крепите на снежинку прищепку.

(Зима, мороз, лёд, холод, снежинка, метель, снег, санки, снеговик).

Включаем зимнюю мелодию.

Логопед: книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много пустых страниц. Вам, я предлагаю подойти к мольбертам и нарисовать иллюстрацию (Картинку) к нашей книге.

Какое задание вам понравилось?

Что было труднее всего?

Что нового вы узнали о зиме?

Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением. Развивать умение подбирать нужные по смыслу прилагательные. Воспитывать бережное отношение к природе. Дата:


Какой сегодня день недели? Какой сейчас месяц? Какая погода на улице? Послушайте внимательно загадку: О каком времени года говориться? Посмотрите в окно, какое сейчас время года? Зима пришла после, какого времени года? Снег на полях, Лед на реках, Веер гуляет, Когда это бывает? (Зимой)


Наступила зимушка – зима. Земля, деревья, кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Часто дуют холодные ветра, метут метели. Солнце светит редко, небо серое и пасмурное. Птицы держатся ближе к дому людей. Люди надели теплую одежду: зимние шапки и шубы или пальто.


Рассмотрение картинки с изображением зимы: Какое небо? (Серое, хмурое). Солнце яркое или тусклое? Греет солнце зимой? Если на деревьях листья? Когда они опали? Если зеленая трава на земле? Что мы видим на земле и на деревьях? Снег зимой какой? (Белый, пушистый, холодный). Дни зимой длинные или короткие? Что стало с реками?




А теперь внимательно прочитайте ребенку стихотворение: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лет Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог, Скажет: «Кто бы это мог Провести дорожку К нашему порожку? (М. Познанская) О чем говорится в стихотворении? Как описывается автор снег? Что делали дети во дворе? Что сказала мама? Педагог еще раз читает стихотворение, затем поэтапно разучивает его с ребенком.


Физкультминутка А теперь отдохнем. Зимой холодно? Что происходит с человеком, ели он долго находится на холоде? Мы замерзли с вами (хлопают в ладоши) И стучим зубами, (похлопывают себя по плечам) Хлопаем руками, (похлопывают по коленям) Топают ногами. (топают ногами)


Снег (что делает?)… (идет, летит, ложится, метет, кружится) Солнце (что делает?)… (светит, но не греет, прячется за тучи) Вода (что делает?)… (замерзает, прощается в лед) Ветер (что делает?)… (дует, воет) Мороз (что делает?)… (морозит, кусает, щиплет). Упражнение «Подбери слова-действия»


Упражнение «Какой, какое, какая?» Снег (какой?)…(мокрый, рыхлый, глубокий, пушистый) Лед (какой?)… (холодный, скользкий, прозрачный, толстый, тонкий) Небо (какое?)…(серое, ячное, безоблачное) Солнце (какое?)… (холодное, тусклое, яркое) Снежинки (какие?)… (нежные, легкие, красивые).




Упражнение «Нет чего?» Называет слова во множественном числе и просит ответить на вопрос: «Нет чего?», используя названное слово: Морозы – нет …(морозов), ветры – нет…(ветров), метели - нет… (метелей), снега – нет …(снегов), снежинки – нет …(снежинок), льды – нет …(льдов), сугробы – нет …(сугробов), облака – нет …(облаков)



Открытое занятие по развитию речи

на тему «Зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь и развивать связную речь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной.

Оборудование : сундучок с заданиями

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем, а теперь сядьте все красиво и покажите и мне, и гостям, что вы готовы к занятию.

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

(ответ-зима )

я тоже так думаю!

Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?

Докажите мне и гостям, что на улице зима. (дети отвечают на вопрос какое сейчас время года, перечисляют зимние признаки и зимние забавы)

Закрепить признаки зимы

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала!

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Вот сейчас мы с вами поиграем – Зима передала снежок из снега я буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.

Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная );

что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла );

что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю );

Молодцы, хорошо описали зиму!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

(заглядываю в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!

А здесь еще что-то лежит (достаю конверт с заданием )

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.

Игра «доскажи словечко»:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю ………………………………………снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые ………………………….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается ………………………………………………..снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее ……………………………………………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в ……………………………………..снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился ………………………………………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка …………………………………….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой ……………………………………снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …………………………………снег!

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик …)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег» )

Музыкальная разминка «Хорошо, что мороз к нам пришел»

В сундучок Зима положила нам еще очень красивую снежинку, но снежинка не простая она с заданием. Нам нужно будет выполнить музыкальную разминку. Давайте все встанем и подойдем ко мне.

Работа с мнемотаблицей «Зима»

Ребята да тут не одна снежинка с заданием их много. Зима просит рассказать стихи о зиме, о зимних праздниках.

Работа с презентацией

У нас есть последняя снежинка с заданиями.

Конспект обобщающего занятия по развитию речи

Тема: «Зима»

(Подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное вни мание и восприятие, речевой слух и фонематическое воспри ятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и ко ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, само стоятельности.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимних забав, «снежный ком», снежинки на ниточках, магнитофон, «растаявшие снежинки», фломастеры на каждого ребёнка, карточки с изображением ветра и снежинок, разрезные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, вы хотите узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Для этого вы должны отгадать загадки.

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала, Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

2. Беседа о времени года

Назовите приметы зимы.

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

Перечислите зимние месяцы.

А с какого месяца зима начинается? А заканчивается, каким месяцем? А какой посередине?

Какая бывает зима?

Ребята, а давайте отправимся на зимний участок.

3. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» пальчиками по столу.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку.)

4. Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами гуляли, пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (употребление прилагательных).

(Снежинки висят на ниточке.)

А вы хотите, чтобы наши снежинки закружились? Нужно на них подуть. (Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.)

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

5. Дидактическая игра в кругу

«Снежный ком передавай, слова-действия называй »

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам, буду задавать вопросы, а вы отвечайте

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

«Снежный ком передавай, слова ласково называй »

Зима-зимушка,

Снег-снежок,

Снеговик - снеговичок,

Снегурка - Снегурочка. (Ой, а какой ком холодный! Давайте погреемся!)

6. Физминутка.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.

Хлопушки в парах.

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

Молодцы! А вы, у меня внимательные?

7. Игра «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Назовите лишнее слово.

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

Молодцы!

Ой, ребята, посмотрите, что у меня лежит на столе?

Возьмите себе по одной картинке.

8. Игра «Снежинки и ветерок».

Мы сейчас разделимся на две команды: «снежинки» и «ветерки».

Дует сильный ветер ш-ш-ш…, снежинки кружатся под музыку.

9. Составление разрезной картинки. Составление рассказа по этой картине.

Ребята, ветер так сильно дул, что наши зимние картинки разбились на осколки, их нужно собрать.

Команда снежинок собирает одну картинку, а команда ветерки – другую.

После того, как вы соберёте картинки, по ним нужно будет составить рассказ.

Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.

10. Развитие мелкой моторики «Дорисуй снежинку».

Ребята, а вы заметили, что наши снежинки начали таять?

Что нужно сделать, чтобы снежинки снова стали красивыми? (Дорисовать).

Молодцы!

Кто хочет, может подарить их гостям.

11. Итог занятия.

Наше занятие закончено.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

Оценка работы детей.