Чем вызвана необходимость модернизации в дошкольном образовании. Модернизация системы дошкольного образования

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному

детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка.

В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях

Модернизация дошкольного образования - это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

модернизации образования состоит именно в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,государства.

Для ее достижения уже на уровне дошкольного образования необходимо решение

следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного образования;
  • формирование в системе дошкольного образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений— воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.

Механизмы решения этих и других актуальных на современном этапе развития дошкольного образования задач представлены в ряде нормативно-правовых документов

различного уровня:

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного
  • образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
  • Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
  • дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
  • (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.)

Среди них Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основным документом, в котором задаются

новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии

его качества. На основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отмененных с 01.01.2014 федеральных государственных требований.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» - разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно - коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно - коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем - общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

По своей сути ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к

дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и результатам освоения. Как бы, заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования, поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, требования к условиям ее реализации.

В ФГОС предлагаются следующие принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  • Обогащение аплификациии детского развития;
  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Направленность ООП ОД. В ФГОС особый акцент сделан на создание условий социализации и индивидуализации детей как «программы-минимум» и их развития как «программы-максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Требования к условиям реализации ООП ДО . По сравнению с требованиями ФГТ в ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. Кпримеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу— требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Выделение последней группы обусловлено направленностью

программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Основная задача персонала дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО

— осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия

уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно сделать. Кроме того следует определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников
  • и их физическое развитие;
  • в организации различных видов деятельности воспитанников;
  • в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении образовательного процесса;
  • в реализации информационно-коммуникационных технологий;
  • в обеспечении инклюзивных подходов вработе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
  • и пр.

Руководителю дошкольной организации необходимо проанализировать кадровые условия, ответив на вопросы:

  • какой опыт и какая квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС ДО;
  • хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
  • повышение квалификации (в чем, где, в каких объемах);
  • каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО?

В зависимости от особенностей дошкольной организации (например, наличия групп

различной направленности, структурных подразделений) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

Так, если в детском саду работает группа компенсирующей направленности, то с учетом ее вида в штате организации должны быть представлены соответствующие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи идр.), а также дополнительный учебно-вспомогательный персонал (например, ассистенты для детей с нарушениями зрения) и пр.

При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников,

не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность

привлечения для работы в нем, к примеру, социального педагога, либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Нередко в ходе анализа кадровых условий выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций например, научных сотрудников вузов, НИИ и т.д.

Требования к результатам освоения ООП ДО. Вместо интегративных качеств дошкольника, определенных в ФГТ в качестве планируемого итогового результата освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования.

Они обозначены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, так как в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),

а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые мониторят педагоги три раза в год (в начале, середине и в конце года) при этом никто не отменял, но они предназначены только для того, чтобы педагог мог простроить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.

Возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной

организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей

и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение

требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного

и начального общего образования и при соблюдении упомянутых выше условий априори предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной

деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Что касается подготовленности ребенка к школе, что он должен уметь.

В ФГОС ДО прописано, что нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.

Таким образом, на стадии введении ФГОС ДО необходимо:

проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) современного дошкольного образования;

сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации;

проанализировать условия, созданные вкаждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

выявить и постараться нивелировать существующие проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных

документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который, все же присутствует.

Итак, подытожим выше сказанное:

ООП ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В ФГОС ДО не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО
  8. Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование
  9. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования
  10. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

И немного для педагогов. Сегодня в нашей стране использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Вследствие этого, к педагогу и его профессиональной компетентности предъявляются новые требования. Учитель, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей деятельности.

Документы для скачивания:

Тема стажировочной площадки: «Развитие современных форм и технологий реализации образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность» «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения


Текущее состояние сети доу в КБР За пять лет общий охват в системе дошкольного образования увеличился на 4450 единиц, и в настоящее время составляет 34368 дошкольников или 69,5% от общего контингента детей этой возрастной группы. Вместе с тем неохваченными дошкольным образованием остаются 15589 детей. Из них 3381 детей состоят в очереди на получение данного вида услуг


Количество детей (от 2 до 7) не охваченных дошкольным образованием


Проводимые Республиканские Мероприятия направленные на развитие ДОУ Развитие полноценной системы предшкольной подготовки детей является важным направлением в работе Минобрнауки КБР. Реализация плана мероприятий Республиканской целевой программы развития образования на 2007-2011 годы позволило: увеличить процент охвата детей предшкольным образованием, повысить качество дошкольного образования удовлетворить запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. В настоящее время охват детей 5-6 летнего возраста дошкольным образованием по республике составляет 85%. Для данной категории детей введены программы, предусматривающие формирование навыков адаптации к школе. до 2012 года процент охвата детей предшкольным образованием предполагается увеличить до 90%, что полностью покроет запросы населения в этом виде услуг.


Стажировочная площадка для реализации выбранной темы В качестве стажировочной площадки по реализации данного направления выступит ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» (далее – Центр). центр является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки КБР, имеющим аккредитацию и лицензию с правом реализации дополнительных профессиональных программ с выдачей документов государственного образца; За период с 2004 по 2011 годы Центр принимал активное участие в реализации на территории республики ряда федеральных и международных проектов, таких как ФЦПРО «Развитие единой образовательной информационной среды» (подпрограмма «Повышение квалификации работников системы образования в области ИКТ»), «Реформа системы образования» (проект «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений»), «Информатизация системы образования» (программа «Повышения квалификации работников системы образования в области ИКТ»), Комплексный проект модернизации системы образования Кабардино-Балкарской Республики, в качестве регионального оператора по реализации проекта, проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам МОН РФ», «Сетевая школа управленческих кадров» (СШУ) и многих других. Центр оснащен всем необходимым оборудованием и укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Для реализации выбранного направления будут привлечены базовые площадки, созданные на базе школ республики, реализующих инновационные образовательные программы дошкольного образования в различных формах.


Стажировочная площадка Схема взаимодействия Федеральный оператор направления АНО «Учебный центр информационных и образовательных технологий» Минобрнауки КБР ГОУ ДПО «КБРЦДО» Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ) Базовые площадки (ДОУ)


Ключевые цели реализации направления увеличение охвата детей дошкольным образованием, за счет распространения вариативных моделей модернизации муниципальных систем дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования.


Задачи деятельности стажировочной площадки внедрение эффективных практик реализации инновационных дошкольных образовательных программ в образовательных учреждениях республики; создание условий для профессионально-личностного развития работников дошкольных учреждений; организовать мониторинговое и информационное сопровождение курсов повышения квалификации работников ДОУ; создание сети базовых площадок на базе дошкольных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы; разработать спецкурсы, отвечающих требованиям современных тенденций и направлений развития в дошкольном образовании; организовать внедрение дистанционных курсов повышения квалификации работников ДОУ;


Планируемые Мероприятия, направленные на решение поставленных задач формирование сети базовых площадок, реализующих инновационные образовательные программы, направленные на повышение качества дошкольного образования; обобщение опыта работы базовых площадок и его транслирование на другие образовательные учреждения. повышение квалификации на базе стажировочной и базовых площадок не менее 700 работников ДОУ: рост охвата детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием посредством оптимизации сети образовательных учреждений (организаций) и внедрения вариативных моделей предоставления дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные пункты при ДОУ, перепрофилирование части ОУ под дошкольные блоки); формирование системы мониторинга и информационно-методического сопровождения реализации направления.


Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты


Спасибо за внимание!

I. Ликвидация очерёдности в детские сады.
Цель : обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нём детей от трёх до семи лет к 2016 году (п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599).
Решение : строительство новых современных зданий детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования.
II. Формирование новых требований к квалификации педагогических работников дошкольных учреждений.
Цель : повышение уровня квалификации педагогов дошкольного образования.
Решение : разработка профессионального стандарта педагогов системы дошкольного образования, повышение зарплат педагогов.
III. Внедрение нового стандарта дошкольного образования.
Цель : обеспечить качество дошкольного образования, предоставляемого детям дошкольного возраста в различных вариативных формах.
Решение : разработка нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) (далее - ФГОС ДО).

Утвержден план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 года.
Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;
  • создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Каждому дошкольному образовательной организации рекомендовано разработать свой план действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который будет направлен на:

  1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО
  2. Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
  3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации
  4. Создание условий для участия педагогических работников в учебно¬-методических объединениях системы образования
  5. Определение наставников для молодых специалистов
  6. Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации
  7. Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО

    Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное

    Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования

  8. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Любовь Минина
Эссе «Модернизация в дошкольном образовании»

Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е .

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования , которые ведут к серьезным изменениям в системе образования в целом .

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования , технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования , обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования . Сегодня наряду с дошкольными образовательными учреждениями приобретают популярность частные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания детей при школе. Я считаю, что это улучшит ситуацию с огромной очерёдностью в дошкольные образовательные учреждения .

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Она становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования .

В современных условиях реформирования образования , ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом , осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка : физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей , комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса , единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

В федеральных требованиях предлагается осуществлять обучение в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации. Основным организующим моментом является игра. Все это правильно по отношению к развитию ребенка. Но как же быть с занятиями? Отказ от них требует обращения воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря , обучать дошкольников так , чтобы они об этом даже не догадывались. На интегративной основе занятия не должны быть сами по себе. Педагогу дошкольного образования предстоит проделать огромную работу, чтобы научиться через непосредственно образовательную деятельность решать несколько задач из различных образовательных областей , а дети смогли освоить содержание различных разделов программы параллельно.

Я согласна, что в том, чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать и естественно вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит : дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, поэтому воспринимаю эту ситуацию позитивно : «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».

Модернизация дошкольного образования

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный №30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и и приказом Министерства образования Московской области от 26.02.2014г. №780 «Об утверждении плана мероприятий по внедрению федерального образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях области» утверждены:

  • план перехода дошкольных образовательных учреждений Московской области, г.о. Орехово-Зуево по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Положение о муниципальной рабочей группе по координации научно - методического сопровождения введения ФГОС ДОО в муниципальные образовательные учреждения Московской области г.о. Орехово-Зуево.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка. В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Направления модернизации системы дошкольного образования:

· удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

· обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

· внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

· создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

· Общедоступность.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное образование, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС ДОО).

ФГОС ДОО представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает субъектность дошкольного образования.

В ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:

ü комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:

ü построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

ü организации разнообразной игровой деятельности;

ü использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ.

В работах известных современных исследователей Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ:

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса.

Решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи"