Из жизни бабы яги или как делаю ступу. Поделки бабы Яги из природного материала


Часть I
Чтобы понять, какую ступку нам в хозяйстве надо, сначала выясним, в чем ее назначение, какую работу она выполняет в наших оч. умелых ручках? От ответа на этот вопрос зависит – какая ступка нам необходима.

Дело в том, что задача превращения чего-бы-то-ни-было в пыль заключает в себе две работы – растолочь и растереть. Которые принципиально различаются с точки зрения приложения грубой силы. В первом случае сила применяется вертикальная - ударная, во втором – горизонтальная – сила трения.
Форма ступок таким образом сводится главным образом к двум типам. Каким же именно?
Растирание любых продуктов, удобнее и легче вести круговыми движениями, поэтому оптимальная ступка, предназначенная для растирания, должна иметь плоскую (камень для растирания) или полусферическую (ступка) внутреннюю поверхность и цилиндрическую или близкую к полусфере растирающую поверхность массивного пестика.
Узкие и высокие ступки в форме стакана, в противоположность низким и широким предназначены для того, чтобы выдерживать ударные нагрузки, то есть толочь.

Но это еще не все требования, предъявляемые к ступке, ибо толочь и тереть можно вещества как сухие, так и содержащие разное количество агрессивных и не очень жидкостей, получая на выходе либо порошок, либо пасту. И именно отсюда и вытекает разница в материале ступки.
Очевидно, что свойства материала должны отвечать этим задачам - не развалиться от удара, не испортиться от влаги, не впитать чего лишнего и не приправить обрабатываемые в ступке продукты собственной пылью. Отсюда важные свойства материалов ступки со знаком плюс:
- твердость, то есть способность противостоять давлению извне, с этим же связана абразивная стойкость (стойкость к истиранию)
- пластичность – способность к деформации без разрывов и разрушений
- плотность, то есть, внутренняя структура материала, с которой напрямую связана ударопрочность
- химическая стойкость

Не бывает плюсов без минусов, которые есть продолжение достоинств:
- мягкость
- хрупкость
- пористость, т.е. способность впитывать влагу, пищевые краски и запахи
- химическая активность, т.е. способность взаимодействовать с измельчаемыми продуктами

Вот от этой печки и будем танцевать.

Часть II


Начнем, так сказать, по старшинству. Первыми в нашем обиходе появились ступки каменные. Куски горной породы – гранита и базальта валялись тут и там вокруг пещеры, нужно было просто выбрать подходящие. Только плоские камни еще не знали, что они будущие ступки, а округлые камни еще не знали что они - пестик. Как яблочко по блюдечку катился округлый пестик, растирая все, что под руку попадется – зерна, семена, корешки, овощи, орехи, фрукты. С течением времени на плоских камнях чуть углубилась середина и приподнялись края, а пестик превратился в подобие скалки, или даже изогнулся в форме буквы «г». Подобные архаичные ступки до сих пор сохранились, например, в Индии (pata varvanta, sil bhatta), в Индонезии (cobek и ulek-ulek), в Мексике (metate и metlapil), для растирания овощей и специй, зерна, риса, кукурузы, бобов какао и приготовления овощных паст типа гуакамоле, самбал или приправ-масал и паст-кари.
И хотя ступки с течением времени приобрели более цивилизованный вид – и стали такими как molcajete и tejolote в Мексике или krok hin в Таиланде, и базальт и гранит сохранили свое значение и до сих пор. Твердость, плотность и абразивная стойкость у этих материалов самые высокие из натуральных камней. К минусам базальта можно отнести плохую полируемость, поэтому специи и пасты, получаемые в таких ступках, имеют неоднородную, грубоватую структуру.
Но с этим прекрасно справляется полированный гранит и ступки из других природных камней, когда-то названных самоцветными: яшмы и халцедоны – агат, оникс, сердолик. Все эти камни прекрасно полируются, имеют отличную твердость и плотность и в итоге получать в них тонкие пудры из благовоний и пряностей и гладкие пасты достаточно просто.
Есть у них и один общий недостаток - все каменные ступки рискуют расколоться при ударе от души, поэтому в них можно только растирать. Лучшими свойствами из натуральных камней обладает нефрит - ударопрочность его в несколько раз выше, чем у некоторых металлов.
К несомненным плюсам всех каменных ступокотносится и то, что они не впитывают воду, не реагируют ни с кислым соком плодов, ни с красителями.
За одним печальным исключением – мрамор не выдерживает заданных условий. Твердость его в гораздо ниже остальных камней, он довольно хорошо впитывает влагу и реагирует даже со слабыми кислотами - лимонной и уксусной. Оно нам надо? Что же делать, если мраморная ступка уже есть? Не выбрасывать же. Если в ней аккуратно растирать только сухие специи и готовить неагрессивные пасты, например из печеного чеснока или лука на масляной основе, она послужит не хуже других.

Часть III

Еще один древний природный материал для ступок – дерево. Понятно, что в такой лесной стране, как наша, деревянные ступы имели большое хождение, но в них не растирали, а толкли. Большими деревянными ступами до сих пор пользуются в Японии (usu и kine) для получения рисовой муки и крахмала из клейкого риса.
Для ступки-стакана, в которых удобно толочь, подойдут даже среднетвердые породы дерева – дуб, канадский клен, не говоря уже о самых твердых - самшите и кизиле. Дело в том, что свойства древесины таковы, что ударная прочность торцевых срезов в десятки раз выше продольных. То есть, на человеческом языке - если ступка и пестик выточены или выдолблены как Буратино, в продольном направлении волокон полена, прочность пестика и днища ступки будет выше, чем у некоторых металлических. Именно поэтому и делали овсяное и всякое другое толокно у нас в узких и высоких дубовых ступах с толстым днищем. А также толкли в них мак и давили льняное и конопляное масло из семян.

Из очевидных плюсов - дерево не реагирует c пищевыми кислотами и щелочами.
Зато из минусов: отлично впитывает запахи и пищевые красители, а главное - влагу, из-за чего рано или поздно растрескается даже самая твердая деревянная ступка.
Наиболее популярные ступки, цельновыточенные из твердых пород дерева, предназначены скорее для сухих, полусухих или маслянистых продуктов – трав, семян, орехов и т.д., имеют достаточную твердость и прочность и позволяют в них не только толочь, но и растирать. Масляная пленка, образующаяся на дереве со временем, предохранит его от впитывания влаги и растрескивания. Дешевые клееные ступки наименее прочные и более подвержены действию влаги.
Соотношение плюсов и минусов деревянной ступки как никакого другого материала зависит от благородства породы, и лучшие из них служат скорее подарочным вариантом, чем действительно необходимы в хозяйстве. То есть, скажем, украшенная затейливой резьбой ступка из эбенового дерева, подаренная любимой свекровью/тещей, или привезенный в подарок коллегой/начальником индонезийский вариант ступки из пальмового дерева вряд ли кого-то оставит равнодушным. Поскольку оливковые ступки нередко предлагаются в соответствующем подарочном комплекте с оливковым маслом и оливками, логично, что оливковая паста-тапенада – лучшее применение для такого подарка.

Часть IV


Но мы не можем ждать милостей от природы, и придумали фарфор, который обладает не меньшей твердостью, прочностью, влаго- и химической стойкостью, чем природный камень. А спустя малое время после появления фарфора, его взяли на вооружение аптекари, и с тех пор медики и химики пользуются фарфоровыми «сервизами». Фарфоровые ступка и пестик (suribachi и surikogi) позволяют японкам, например, получать тончайшую рисовую пудру или однородные по составу соевые пасты-мисо, растирать кунжут для goma-dzio или листья и семена японского перца для приправы – kinome.
Главный недостаток фарфора – хрупкость - преодолевается довольно легко, за счет толщины стенки, ну и аккуратного с ним обращения. Фарфор предназначен отнюдь не для того, чтобы долбить со всего размаху мускатный орех или даже просто черный и душистый перец в подобной штуковине. Это, мягко говоря, неудобно и нецелесообразно. И для этого есть более приспособленный материал.

Часть V


Через время человечество решило снова усовершенствовать и упорядочить природу. Большим подарком для таких экспериментов явились металлы. При довольно средней поверхностной твердости, уступающей камням, фарфору и даже некоторым сортам дерева, металл за счет свой внутренней структуры обладает очень высокой ударопрочностью, либо способен повышать эту самую прочность и твердость в процессе обработки. Поверхность металлических ступок хорошо полируется, что позволяет получить очень тонкие порошки и разбивать, например, мускатный орех или сушеный имбирь практически в пыль.
Исторически первым в этом соревновании была медь, и ее производные – бронза (изначально сплав с оловом) и латунь (изначально сплав с цинком). Бронза и латунь обладают весьма полезным свойством – высокой стойкостью к истиранию. Это свойство весьма полезно для ручных мельниц для кофе и специй. Кстати сказать, кофе, смолотый даже не в старинной, а в просто старой латунной мельнице отчего-то вкуснее, чем в бездушной современной кофемолке. Бронзовые и латунные детали-жерновки – это хороший выбор и для современных кустарных перцемолок.
Но для ступок-стаканов, из которых мы выбираем подходящую, стойкость к истиранию - это не основное достоинство.
Чистая медь обладает высокой пластичностью, а значит, легко изменяет форму при ударе, бронзы же – самые хрупкие из медных сплавов, поэтому предпочтительнее ступки латунные, обладающие высокой ударопрочностью. Высшим шиком будут серебристого цвета ступки из новейших сплавов - мельхиора (изначально медно-никелевый сплав) и нейзильбера (изначально медь с никелем и цинком).
Но вот беда - поверхность таких ступок в тепличных условиях кухни – высокой влажности, агрессивной атмосфере и повышенной температуре, а также при контакте с кислотами покрывается зеленовато-коричневым налетом – патиной. Что хорошо для художественных изделий и памятников, то плохо для нас с вами. Составные части налета – малахит, ярь-медянка и другие, суть сложные и простые яды. Как с этим бороться? Элементарно, как говорится, Ватсон – чистить, чистить и еще раз чистить. Недаром во всех литературных памятниках прошлых веков такое внимание уделялось чистке металлической (читай медной) посуды. Внутренние поверхности, соприкасающиеся с пищей, должны сиять как начищенный медный таз.

Вслед за бронзовой эпохой наступило время железа, чугуна и стали.
«Чугуний» как материал для ступок уступает латунным и бронзовым, ибо хоть и твердолобый, зато хрупкий – при желании чугунную ступку можно легко расколоть. Кроме того, чугун, будучи пористым, впитывает влагу и ржавеет, что есть большой минус. Но толочь воду в ступе-стакане не очень-то удобно, так что подобный недостаток легко сводится на нет использованием металлических ступок и мельниц по назначению - только для сухих специй. И легко устраняется тщательным уходом – протирать сухой тряпочкой или бумагой или просушивать после использования и хранить подальше от кухонной плиты.

Железо и сталь, хоть и прочнее чугуна, тоже ржавеют быстро и хорошо, если только это железо не метеоритное. Но это уже из области фантастики. Реальность же такова, что не умеющий стоять на месте технический прогресс не обошел стороной рутинную домашнюю работу и нержавеющая сталь вывела древние ступки на уровень сложных механических девайсов - электрических мельниц и блендеров.
Стеклянные емкости и стальные детали, не впитывающие посторонние запахи и влагу и не поддающиеся агрессивной среде, а главное - современная мощь этих кухонных монстров делают измельчение процессом, не стоящим даже упоминания - на столько сокращается время приготовления, и устраняются все минусы предыдущих поколений ступок. Однако, мне субъективно кажется, что вместе с недостатками уходят тепло и душа, наполняющие старинные ступки, из чего бы они не были сотворены, ведь медленный процесс и последовательное добавление компонентов в ступке позволяет как следует высвободиться, а главное перемешаться в процессе измельчения ароматам и вкусам используемых продуктов.

Литература и материалы:
1. «Глиняные таблички или каменные скрижали. Как сохранить память о себе на века», Иллюстрированное пособие по клинописи, издательство «Шумер», 5000 год до вашей эры
2. «О влиянии плотности древесины на умственные способности Буратино», Журнал «Древоточец» под ред. Л. Алисы, 1827г
3. «Нефритовый стержень или Воспоминания бывшего мандарина», неизданная рукопись 1149г (предполож.) найденная в рыбацкой деревне на о. Тайвань.
4. «Глянец», журнал Общества любителей Мейсенского фарфора, Германия, 1865г.
5. «Каменный цветок – десять шагов к успеху.» Пособие для начинающих, 1898г., Медногорская типография
6. «Применение новых материалов г-на Нобеля в камнерезном искусстве», журнал
«Заводской вестник», 1905г., Колывань

В любом сельской раньше в домашнем в обиходе
использовалась ступа. Сельский мужик обладающий плотницкими навыками
изготавливал ступу своими руками.

Сегодня уже мало кто сможет досконально объяснить вам как работает ступа а тем более наглядно показать на примере. Для этого ступу нужно еще найти. А мы сейчас на примере этой статьи попробуем вам объяснить что такое ступа, и как без нее раньше не могла прожить не одна хата. Ступа - кормилица в любой сельской хате. Не видать раньше каши без ступы. Ступой пользовался каждый от мала до велика.
Ступа как и другие предметы домашнего обихода обладала чудодейственной силой, была заступницей
в хате, ею пользовались при обрядах. Со ступой часто сравнивали большую неповоротливую бабу.

Толочь воду в ступе - действительно бестолковая работа.

О дураках: Заставь его в ступе толочь так он и дно проломит;
Дурака хоть в ступе толки. Сегодня с появлением социальных сетей часто уже вспоминают ступу с более современном выражении. Например, толочь словесную шелуху в виртуальной ступе. Это означает бесполезную переписку в социальной сети.

Для изготовления ступы, использовалось полено крепкого дерева березы иногда дуба, в основном это нижняя часть ствола без сучков.
Внутри полена выдалбливали конусом
углубление глубиной 60-70 сантиметров. И это обязательное условие, ступа
должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей.

К ступе изготавливали пест, из отрезка крепкого дерева.
Нижняя часть песта, была такого же диаметра, как и дно углубления в ступе.
Ни в одной сельской хате нельзя было сварить каши без ступы.
Чтобы зерно гречихи очистить от шелухи, нужна ступа, чтобы
из проса получилось пшено, нужна ступа, чтоб очистить овес от шелухи как же без ступы? В ступу засыпали зерно, и толкли пестом. К этой работе приучали с детских лет. Для взрослого не удобно было пользоваться ступой, поскольку
она была высотой ниже стола, и нужно было сгибаться. А для подростков,
деревенских девчонок в самый раз.

Ранней весной в заканчивалось мясо, и в основном ели кашу. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требует терпения.
Начинать нужно медленно постепенно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы.
Когда в ступе начинает появляться шелуха, пестом можно начинать ударять посильнее.
В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Нельзя было например натолочь зерна
на всю неделю. Это был каждодневный труд, приготовление себе пропитания. Очищенное зерно на 95 процентов высыпали из ступы в ведро. Ступу переворачивали вверх дном, и пест ставили в угол. Брали ведро с зерном, и
выходили во двор.
На землю стелилась какая либо ткань, и веяли зерно от шелухи
на ветру. Чистую крупу собирали в посуду, промывали водой. А в доме уже в печи грелось коровье молоко.
В кипящий чугунок с молоком засыпали крупу и валили. Потом еще немного томили в печи.
И получалась каша сладкой и вкусной даже без добавления сахара. Поскольку домашнее молоко содержит все необходимые элементы.
И я вас уверяю что каша, что в то время что в это приготовленная таким способом, гораздо вкуснее, чем просто из купленного в магазине пшена и молока.

Картина толочь зерно в ступе


В голодные годы, в некоторых святогоровских дворах еще были в хатах ступы.
Картофельные очистки, гнилую картошку, свеклу резали кусочками и сушили.
Затем все смешивали и толкли в ступе.
Полученную муку разбавляли водой и пекли очень вкусные лепешки! Те кто пережил голод со слезами вспоминают то время.
Сегодня многие хозяйки применяют маленькие ступки с пестиком, в домашнем хозяйстве. Но это всего лишь небольшая память о той большой ступе, в сельской хате которая кормила целую семью.

(Шаманство)
Сложность : 20
Сложность изучения : 10
Ритуал, в старину бывший весьма популярным у пожилых колдунов и ведьм, которым по возрасту не подобало пользоваться какой-то вульгарной метлой. От последней ступа отличается заметно бОльшим комфортом и грузоподъемностью. Максимальный вес, поднимаемый ступой, зависит от ее размера и качества изготовления, составляя в среднем от двухсот до пятисот килограммов. (В музее Института имелся экземпляр, поднимавший около полутора тонн. К сожалению, во время катастрофы он пропал и считается уничтоженным.)
Поскольку процесс изготовления ступы весьма трудоемок и требует больших затрат времени, в настоящее время им вряд ли кто-то займется. Однако в глубинке до сих пор можно встретить действующие экземпляры - хорошо сделанная ступа могла послужить не одному поколению деревенских знахарей.
Принцип действия ступы основан на придании ей специальной магической обработкой повышенной привлекательности для духов воздуха, которым становится очень удобно за нее держаться. Тем не менее, ступа не является постоянным обиталищем для духов, и работает только вместе с заколдованной отдельно метлой, часть духов из которой и переходит в ступу, нейтрализуя ее вес. После этого духи, оставшиеся в метле, могут толкать ступу в любом направлении.
Использовать ступу просто: надо сесть в нее, взять в руки метлу и произнести активирующий заговор. После этого ступа будет перемещаться в том направлении, куда направлена ручка метлы. Максимальная скорость и высота полета - как у самой метлы, но маневренность значительно хуже из-за массивности. Дно ступы всегда направлено в сторону результирующего вектора ускорения, так что равновесие пилоту держать не нужно, но при столкновении с чем-то вполне возможен кувырок. Чтобы приземлиться, нужно либо произнести останавливающий заговор, либо маневром опустить ступу на землю и выпрыгнуть. В случае утери контакта с метлой или пилотом ступа начинает медленно снижаться, одновременно гася горизонтальную скорость за счет сопротивления воздуха.
Для управления ступой требуется навык Авиации, но кидаемый от Ловкости, необходимой для манипулирования метлой.

Элементы :

Изготовление самой ступы :
Цельный комель дерева, засохшего естественной смертью (7)
Огонь, зажженный от естественных причин (3)
Инструменты, изготовленные вручную (4) самим магом (2) и ранее не использовавшиеся (3)
Материалом служит, как правило, дуб - найти другое дерево подходящих размеров сложно. Из ствола выпиливается кусок, сердцевина его аккуратно выжигается, после чего изделие доводится до кондиции долотом и стамеской.
Работа требует знания кузнечного дела для изготовления инструментов и профессионального умения работать по дереву (криво сделанные инструменты повышают сложность дополнительно).

Собственно ритуал :
Выдолбленная ступа
Шаманский бубен
Предварительное окуривание ступы курением из лесных трав в течение трех дней (9)
Ритуальный танец (4) и заклинание 2 часа (8)
Во время завершающего заклинания также определяются тексты активирующего и останавливающего заговоров, которые могут быть абсолютно любыми, на усмотрение мага. Весьма часто маги вырезали тексты заговоров на краях ступы, чтобы всегда были под рукой.
Уровень дисгармонии (0): ступа поднимается в воздух и летает, но через 1-6 минут напрочь теряет устойчивость, начиная беспорядочно вращаться по всем трем осям координат.

Полезные советы :
Для придир: максимальное ускорение полета в метрах в секунду за секунду вычисляется по простой формуле: подъемная сила используемой метлы, деленная на полный взлетный вес ступы, умножается на 5.
Для лихачей: соприкосновение ступы с землей при большой горизонтальной скорости преобразует поступательное движение в кувыркательное.
Пригодность ступы к использованию определяется по тому, может ли она теоретически удержать внутри себя воду (два-три пулевых отверстия не в счет).

Баба Яга - это один из самых ярких сказочных персонажей русского фольклора. Много мультфильмов и фильмов изображают ее разной. Это злая старая баба, которая ворует детей и хочет их съесть, но иногда она проявляет жалость к герою, а во многих фильмах она изображается смешной и веселой. Наверное, поэтому детишки ее все-таки любят. Она хочет кого-то съесть, грозится, но еще никого так и не скушала, не убила. Она умеет летать, но никого догнать не может.

Поделки бабы Яги тоже все смешные и совсем не страшные. Дети с радостью передают образ этой жительницы избушки на курьих ножках в своих рисунках, аппликациях. Из пластилина лепят и метлу. Обязательным атрибутом этой сказочной героини является летающая ступа.

Рассмотрим, какие поделки бабы Яги из природного материала можно сделать, что для этого необходимо собрать в парке, какие понадобятся дополнительные материалы для соединения деталей между собой.

Фигурка бабы Яги

Для изготовления такого персонажа нужно иметь еловую шишку, маленькую сосновую, веточки елки, ягодки рябины для бус, пеньковую веревку для связывания веток и изготовления волос, веточки для ступы.

Большая шишка - это туловище. Чтобы легко установить голову, нужно несколько верхних чешуек с нее срезать. В получившуюся ложбинку на пластилин приклеивают маленькую сосновую шишку, повернутую тупой частью вперед, чтобы удобнее было прилеплять мелкие детали.

Туловище и голова бабки готовы. Одна веточка елки очищается от иголок, которые прикрепляются к шее на пластилин. Это будут руки сказочной героини. Волосы вяжут из веревки следующим образом. Нарезаются одной длины отрезки, складываются пополам и связываются со стороны петелек узлом. Потом приклеиваются на маленькую шишку сверху. Чем больше отрезков, тем пышнее шевелюра старушки.

Из пластилина делают глаза, рот и крючковатый нос. В качестве носа можно использовать одну изогнутую макаронину, приклеенную на основу.

Сейчас более подробно рассмотрим, как сделать основную деталь поделки бабы Яги - летающую ступу.

Как сделать ступу?

В сказках бабка передвигается по лесу исключительно на ступе, управляя метлой. Ступа имеет форму усеченного конуса. Поэтому при изготовлении данного транспорта используют пластиковый одноразовый стаканчик. Сначала размягчается пластилин и обмазывается наружная часть полностью, чтобы веточки крепко крепились и не скользили по его поверхности.

Они не должны быть толстыми, так как стакан деформируется. Чтобы палочки хорошо держались, нужно их связать ниткой. Остается только посадить внутрь поделку бабы Яги.

Метла

Транспорт сказочного персонажа, который она тоже использует для полетов - это метла. Делать ее из просто. Для этого нужно иметь одну толстую веточку и несколько мелких и тонких, собранных с кустов. Нарезаются небольшими равными отрезками, собираются пучком с толстой палкой посередине, завязываются веревкой.

Данный атрибут всегда находит свое место в поделке бабы Яги. Обычно метла либо крепится к руке старухи, либо к ступе. Ей на голову можно еще надеть платочек, ведь раньше на Руси все женщины ходили в этих головных уборах. Во всех фильмах и сказках она тоже изображается именно в платке.

Избушка на курьих ножках

Если спросить у любого ребенка, ответ у всех будет одинаковым - в избушке на курьих ножках. При изготовлении поделки бабы Яги своими руками многие мастера стараются построить рядом и ее лесное жилище. Этот дом непростой, он сам является сказочным персонажем. Он может бегать, прыгать, поворачиваться, пнуть кого-то ногой, сесть и отказаться слушаться свою хозяйку.

Даже простой дом из веток сделать сложно, а тут он еще должен стоять на двух ногах. Как же это сделать? Попробуем сейчас подробно объяснить.

Как сделать дом бабы Яги?

Чтобы сооружение крепко держалось на двух столбах, нужно подобрать или толстые спилы веток, или взять две деревянные катушки от ниток. Второй вариант предпочтительнее, так как у них есть расширяющееся книзу основание, которое будет надежно удерживать домик.

Если вы все же используете спилы веток, то нужно укрепить их пластилином на основании поделки, сделав когти, растопыренные в разные стороны. Они будут придавать устойчивость конструкции.

Сам дом делается из ровного основания. Это может быть фанера или кусок очень прочного картона. Сверху потолок такой же. Между этими двумя плоскостями приклеиваются ровные ветки любого дерева. Можно их скрепить проволокой или связать веревкой между собой.

Также для прочности стены дома садятся на слой пластилина, который прикрепляется по всему периметру дома с внутренней стороны и на полу дома, и на потолке.

Крышу можно сделать из картона, склеив пирамидку. Сверху него наложить на клей слой осенних желтых листьев. Такую композицию можно выставить на конкурс в качестве осенней поделки бабы Яги.

Вариант из шишки и ореха

Такую поделку бабы Яги из природного материла легко может сделать даже ребенок детского сада. Понадобится одна еловая шишка для туловища, грецкий орех для головы, несколько веточек для метлы и рук, пластилин, нитки для волос (их можно сделать из соломы или листьев ивы). Платок старушке можно вырезать из бумаги, а можно надеть тканевый.

Скрепляются детали между собой с помощью пластилина, из которого делают также и мелкие части лица - нос, глаза. Рядом с бабой Ягой можно на выставку сделать и ее лучшего друга лешего. Его создают тоже из шишки ели, приклеив на голову конус из бумаги или пластилиновую шляпу гриба мухомора. В руке у него находится палка.

Можно еще делать голову из каштана, а руки из семян ясеня. Ступу можно обклеить мелкими чешуйками шишек или корой дерева. Домик интересно вырезать из тыквы. Вариантов использования природного материала для таких поделок много. Посмотрев на образцы, можно смело создавать свои работы, добавляя собственные детали. Ведь всегда хочется все сделать по-своему, не так, как другие. Творите и фантазируйте!

Если вы готовите дома (хотя бы изредка), есть некий минимальный набор инструментов и приспособлений, который позволяет делать это грамотно и с комфортом. По моему опыту, мы порой тратимся на не самые нужные штуковины и гаджеты, вроде устройства для извлечения косточек из вишен, зато на очевидных вещах экономим. Потому что с условным ножом и так все понятно, и зачем за него переплачивать?..

Эту статью я пишу для самых разных людей. Для молодых семей, которые только въехали в свое первое собственное жилье — вы узнаете, какие предметы нужно купить на кухню в первую очередь, а с какими можно подождать. Для тех, у кого, напротив, на кухне скопилось слишком много барахла — вы поймете, что можно выбросить, а чему придется искать замену. Для любителей импульсивного шопинга — чтобы ваши покупки приносили не только сиюминутное удовольствие, но и многолетнюю пользу. Для тех, кто мучается с выбором подарка для друга или подруги — вы будете знать, на что обратить внимание, придя в гости, чтобы потом не промахнуться с подарком. И для всех остальных — ведь, в конце концов, все сказанное ниже это лишь мое личное мнение, поэтому дополнения и комментарии приветствуются.

Нож

Нож — главный инструмент, без которого не может обойтись ни одна кухня. Профессиональные шеф-повара берут свой нож во все поездки, да и рядовому кулинару или домохозяйке стоит отнестись к выбору ножа всерьез. Если говорить про минимально необходимый набор, то в первую очередь у вас должен быть поварской нож: это главный нож, который можно использовать для 90% всех кухонных действий. В качестве поварского ножа обычно выбирают между европейским шеф-ножом или японским сантоку — лучше всего не просто взять первый попавшийся, а подержать несколько разных ножей, проверить, насколько удобно они ложатся в руку, и не экономить на качестве.

Кроме поварского ножа, полезно иметь более короткий и тонкий универсальный нож, чтобы чистить и резать овощи, филировать рыбу и срезать мясо с костей. В принципе, этого набора из двух ножей вам должно хватить, но при желании его можно дополнить топориком (рубить фарш, разделывать птицу), ножом для нарезки (тонко и ровно нарезать овощи, свежую или соленую рыбу, мясо), хлебным ножом (актуален в том случае, если вы покупаете или печете хлеб с твердой коркой и нежным мякишем) и прочими излишествами вплоть до японского дэба или ножа для .

Разделочная доска

Вполне логично, что если первым номером в списке покупок идет нож, следом за ним должна быть доска, на которой вы будете резать. И тут я хочу предостеречь вас от соблазна не тратить время и деньги на выбор хорошей доски, а купить первую попавшуюся: конечно, доска инструмент не первостепенный, но промахнувшись с выбором, вы сделаете серьезную ошибку. Для начала определимся с материалом, из которого сделана доска. Доски из стекла и других твердых материалов я предлагаю даже не рассматривать — нож на такой доске затупится за неделю.

По большому счету, выбор нужно делать между деревом и пластиком. Дерево дает теплый ламповый рез, это натуральный материал, и такую доску, если она прилично выглядит, можно сделать предметом интерьера. С другой стороны, пластик — это более современный материал для разделочной доски: пластик не впитывает запахи продуктов, его можно мыть в посудомоечной машине, он тупит ножи еще меньше, чем твердые породы дерева. Что касается размера доски, то тут предлагаю плясать от размеров вашей кухни: понятно, что чем больше доска, тем она удобнее, но ее нужно где-то хранить. И какой бы материал вы не выбрали, для рыбы рекомендую завести отдельную доску, причем пластиковую.

Ступка и пестик

Не ожидали? После ножа и доски, инструментов, которые есть на каждой кухне, в списке внезапно оказались ступка и пестик. Где их берут, зачем они нужны — непонятно. Алексей, вы точно ничего не напутали?

Отвечаю: нет, не напутал. Ступка и пестик, если вы ими еще не пользуетесь, способны вывести вашу готовку на новый уровень. Далеко за примерами ходить не надо: уберите со стола перечницу с молотым перцем, который выдохся еще до того, как вы принесли его из магазина, начните приправлять блюда свежемолотым черным перцем — и их вкус моментально приобретет совершенно другое звучание и объем. Ступка незаменима для приготовления соусов, пряных смесей и маринадов, в ней можно растирать специи, давить чеснок, измельчать семечки и орешки и так далее. Не стоит думать, что ступку можно запросто заменить блендером — тепло, которое возникает в процессе трения, высвобождает эфирные продуктов, так что вкус всех ваших приправ станет более глубоким и насыщенным. Если я вас убедил, выбирайте каменную ступку вместительного объема с высокими бортиками и пестиком, который удобно ложится в руку.

Сковорода

Ладно, обещаю, больше никакой экзотики. Сковорода — что может быть проще и привычнее? Между тем, о правилах выбора сковороды можно смело писать диссертацию: антипригарные покрытия совершенствуются с каждым годом, но старые добрые сковороды из чугуна, стали и литого алюминия сдавать позиции тоже не собираются. Эстеты отдают предпочтение меди, любители экзотики, осознав, что про вок в этой статье не будет ни слова, разочарованно расходятся.

Итак, мой первый совет: забудьте про антипригарное покрытие. В тех редких случаях, когда оно действительно необходимо, вполне можно обойтись кругом из пергамента, уложенным на дно сковороды, в остальном прилипание продуктов — следствие неправильно подобранных температуры и времени жарки, а не «неправильного» материала. Хорошая сковорода из литого алюминия прослужит вам долго, если не будет никаких эксцессов — всю жизнь. Второй совет — для начала достаточно обойтись двумя экземплярами — сковородой среднего размера для котлет, омлетов, стейков, отбивных и тому подобного, и большого сотейника с высокими бортиками, в котором вы будете готовить различные рагу. Если после этого на кухне останется место, а в кошельке деньги, так и быть, возьмите сковородку с антипригарным покрытием, заодно и сравните.

Кастрюля

Сказанное выше про сковороды в немалой степени относится и к кастрюлям, и тут я так же рекомендую литой алюминий. Во-первых, в кастрюле очень удобно проводить первичную обжарку тех продуктов, которые затем будут в ней же вариться, поэтому желательно, чтобы у нее было толстое дно для равномерного распределения тепла. Во-вторых, стоит завести как минимум две кастрюли разных объемов: поменьше, чтобы варить яйца, готовить соусы и порционные блюда, и побольше, чтобы в ней можно было приготовить суп на всю семью или отварить спагетти.

Сито

Если вы думаете, что с обязательной программой мы уже разобрались, вам это только кажется: без сита тоже никуда. Бланшировать зелень, откинуть сваренные овощи, промыть рис — как тут обойтись без сита? Если у вас нет дельного дуршлага — на сито можно откинуть готовую пасту, если нет пароварки — сито и тут придет на помощь. Наконец, еще одна функция сита, которой тоже не стоит пренебрегать — протирка соусов, крем-супов и пюре, чтобы придать им однородную и гладкую текстуру.

Хорошая новость заключается в том, что качественное сито не потребует от вас серьезных вложений. Главное при покупке — убедиться, что ручка хорошо прикреплена к ситу и не согнется, а сетка не вывалится из окружности, обрамляющей края сита. На сдачу можете взять маленькое сито диаметром сантиметров в 10: это далеко не такая бесполезная вещь, как может показаться поначалу.

Терка

Можно поспорить о том, какому инструменту стоит отдать оставшееся место в этом списке (наверняка при написании статьи я упустил что-то из виду, и меня поправят в комментариях), но терка на кухне вещь важная и нужная. Точнее, не так: плохая терка вам не пригодится, и вы будете придумывать, как обходиться без нее, зато хорошая сэкономит вам кучу сил, а заодно сбережет ваши пальцы.

Итак, какими же свойствами должна обладать хорошая терка? Она должна твердо стоять на столе (весьма желательно основание из резины или мягкого пластика), иметь несколько видов отверстий для разных задач, быть острой (как и в случае с ножом, порезаться тупой теркой легче, чем острой). Разумеется, мне, как и всем, нравятся терки Microplane, особенно хороша у них мелкая терка, на которой шикарно трутся как сыр, так и чеснок с имбирем, но все они слишком хрупки для моих рук, и быстро ломаются. В общем, если вы чувствуете переполняющую вас силу, выбирайте надежную терку, чтобы она не развалилась у вас в руках в первый же день.