Музей крупнейшего линкора в истории. Легендарный японский линкор "Ямато": фото, история Потопление ямато



В 1927 г. и в 1933 г. на корабле во время военных учений находился император Хирохито. С 1933 по 1936 год «Муцу» проходил модернизацию, как и однотипный «Нагато».


С декабря 1941 года и до июня 1942 на линкоре постоянно проводились учения. В битве у атолла Мидуэй «Муцу» входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал.


Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов.


8 июня 1943 в 12.13 в Хиросимском заливе, между Хасирадзимой и островами Суо-Осима на «Муцу» произошёл взрыв погре­бов кормовых башен. Первыми его заметили на линкоре «Нагато», который в тот день направлялся в Хасирадзиму. Первыми к месту взрыва были направлены два катера с линкора «Фусо», которые приняли на борт большую часть спасшихся моряков. На место катастрофы также прибыли шлюпки с крейсеров «Могами» и «Тацута», подошли эсминцы «Таманами» и «Вакацуки».

В районе катастрофы была объявлена противолодочная тревога, так как первой версией случившегося была атака из-под воды. Однако основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека. В числе погибших оказались командир линкора «Миёси» и старший офицер Оно Коро. На линкоре находилась также группа морских лётчиков, из которых удалось спасти только 13 человек.


В июле 1944 г. японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось.

Линкор «Муцу» типа «Нагато».




Сравнительные ТТХ японских линкоров Первой мировой войны
«Кавачи» «Фусо» «Исэ» «Нагато»
Полное водоизмещение, т 22 900 34 700 36 500 38 500
Артиллерия главного калибра 4×305-мм/50

8×305-мм/45

12×356-мм/45 12×356-мм/45 8×410-мм/45
Противоминный калибр 8×120-мм/40

12×76-мм/40

16×152-мм/50 20×140-мм/50 20×140-мм/50
Бортовое бронирование, главный пояс мм 102 - 305 102 - 305 102 - 305 102 - 305
Бронирование палуб, мм 30 30 - 76 34 - 55 50 - 76
Бронирование башен ГК, мм до 280 203 - 305 203 - 305 203 - 356
Энергетическая установка паротурбинная,

25 000 л.с.

паротурбинная,

40 000 л.с.

паротурбинная,

45 000 л.с.

паротурбинная,

80 000 л.с.

Максимальная скорость, узлов 20 22,5 23 26,5



Самозатопление кайзеровского флота в Скапа-Флоу в 1919 году безоговорочно вывело японцев на третье место в мире после Британии и Соединенных Штатов. Однако Страна восходящего солнца не собиралась надолго оставаться третьей. После первой мировой войны, в которой участие Японии было скорее символическим, в строй вошли два самых быстроходных и, возможно, самых сильных линкора в мире — «Нагато» и «Муцу». Но в планах японских адмиралов они уже через 10 лет становились вполне рядовыми в восьмерке линейных кораблей новой программы «8+8″. На место «лидеров» прочили заложенные в 1920 году две единицы типа «Тоза» полным водоизмещением свыше 44 тыс. т и четыре еще более мощных — типа «Овари».


Их предполагалось вооружить десятью 16-дюймовыми орудиями в двухорудийных башнях (две в носу и три в виде ставшей впоследствии традиционной для японских крейсеров «горки» — в

корме). Бронирование при этом оставалось на прежнем уровне, зато скорость возрастала до 27 узлов на «Тозе» и до 29,5 — на «Овари». В результате флот получил бы две дивизии скоростных и очень сильно вооруженных линкоров. Подобную операцию предполагалось осуществить и с линейными крейсерами. Заложенные в 1920-1921 годах «Амаги», «Акаги», «Атаго» и «Такао» оставляли вне игры все суда этого класса, включая могущественный «Худ». Они были практически полностью аналогичны линкорам типа «Овари»; отличия состояли лишь в скорости (линейные крейсера имели на 0,5 уз. больше) и толщине главного пояса (где преимущество имели линкоры — 295 вместо 254 мм).


Намерения японцев казались исключительно серьезными. Верфи фирмы «Мицубиси» в Нагасаки продемонстрировали высокую скорость постройки, и уже в конце 1921 года «Тоза» и «Кага» сошли на воду. Остальные единицы «линии баталии» также строились полным ходом. Ни ослабевшая после войны Англия, ни набиравшие все большую экономическую мощь, но все еще недостаточно опытные в строительстве флота Соединенные Штаты не могли немедленно ответить столь же обширной программой. Зато они сумели добиться победы на дипломатическом поприще. Заключенное в 1922 году Вашингтонское соглашение нанесло самый сильный удар по Японии. Из шести строившихся новых кораблей им с большим трудом удалось сохранить только два (линкор «Кага» и линейный крейсер «Акаги»), да и то лишь в качестве «заготовок» для авианосцев. Страна не только понесла серьезные материальные потери, но и оставалась навечно третьей: соотношение с Британией и США как 5:5:3 закреплялось на 20 лет с перспективой последующего продления такой ситуации. Японцы почувствовали себя глубоко уязвленными. Но противостоять сильнейшим государствам планеты они не могли — с большим трудом удалось отстоять новейшие «Нагато» и «Муцу».



Теперь возможность усиления флота ограничивалась лишь модернизацией уже имевшихся кораблей. Здесь позиции японцев оказались наименее предпочтительными. В их распоряжении имелись три недостаточно бронированных линейных крейсера типа «Конго» (соответствовавшие британским «лайонам», исключенным из списков по тому же соглашению!) и четыре линейных корабля типа «Исэ» и «Фусо», хотя и сильно вооруженных, но так же неважно защищенных. В числе козырей оставались оба «Нагато» и… скорость японских кораблей.


Инженеры Страны восходящего солнца взялись за дело чрезвычайно серьезно. Все старые корабли в течение последующих 15 лет прошли по две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок. Первыми уже в 1924 году вошли в док новейшие «Нагато» и «Муцу». Их передние трубы были «отогнуты» назад — таким образом уменьшилось задымление постов управления огнем. Тогда же на линкорах появились гидросамолеты. Массивная семиногая фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами. В результате модернизаций надстройки всех японских боевых кораблей постепенно превратились в «пагоды». В 1936 году с лучших линкоров Объединенного флота сняли пару 140-мм пушек, и вместо них установили восемь 127-мм зениток. Через год «Нагато» и «Муцу» поставили на самую большую в их истории модернизацию, занявшую свыше двух лет. В ходе работ была усилена горизонтальная броня (над всеми жизненными частями она превысила 8 дюймов), увеличен угол возвышения орудий главного калибра, установлены новые системы управления огнем, а также противоторпедные були, увеличившие общую ширину почти до 35 мм. В результате водоизмещение корабля возросло настолько, что, несмотря на полную замену турбин, котлов и удлинение корпуса на 9 м (с целью обеспечить оптимальные обводы), скорость снизилась до 25 узлов. Одновременно корабли лишились всех своих восьми торпедных аппаратов, абсолютно бесполезных в эпоху боя на дальних дистанциях, а также красиво изогнутой передней трубы — дымоходы от новых, меньших по размерам, котлов удалось вывести в единственную оставшуюся трубу.


Самые старые линкоры — «Фусо» и «Ямасиро» — подверглись большой модернизации в 1930-1935 годах. Из старых корпусов было выжато все, что можно, и даже более того. После установки булей ширина корпуса увеличилась на 4 м; в корме корпус удлинили почти на 8 м, чтобы иметь возможность разместить новые механизмы. Мощность кораблей возросла почти в два раза, что позволило им развивать скорость около 24,7 узлов. Значительно усилилась броня палуб; главная артиллерия после увеличения углов возвышения могла стрелять на 17 миль. На «Фусо» и «Ямасиро» осталось всего по четырнадцать 152-мм пушек, зато они получили стандартное для модернизированных единиц зенитное вооружение: восемь 127-мм зениток и шестнадцать 25-мм автоматов. До неузнаваемости изменился силуэт кораблей. Передняя труба исчезла, а вместо стройной треногой фок-мачты появилась высоченная «пагода».


Следующая пара, «Исэ» и «Хиуга», переоборудовалась в два приема. В 1926-1928 годах работы оказались в основном «косметическими». Хотя линкоры в ходе этой и следующей модернизации, проведенной в 1930-1931 годах, получили не только многочисленные мостики и платформы на мачте, но также гидросамолеты и более совершенные системы управления огнем, они уже к середине 30-х годов не соответствовали новому стандарту, прежде всего по скорости. Поэтому уже в конце 1934 года «Хиуга» вновь был отправлен в док, а в середине следующего года за ним последовал его систершип. Работы в основном повторяли то, что было проделано с «Фусо»: установка булей, удлинение корпуса, усиление брони палуб, замена части средней артиллерии на зенитки и увеличение угла возвышения 356-мм орудий. Новые котлы и турбины позволили обновленным линкорам развивать скорость свыше 25 узлов. Таким образом, к 1936 году небольшой линейный флот Японии состоял из шести довольно однородных, полностью обновленных единиц.


Тяжелее всего пришлось японцам с линейными крейсерами. Конечно, усиление их явно недостаточной 203-мм бортовой брони оказалось практически невозможным (проще было бы построить новый корабль, но это запрещалось Вашингтонским соглашением!), зато все остальные прорехи заделывались довольно успешно. Японии, единственной среди всех участников договоров о разоружении, удалось даже сохранить формально разоруженную для учебных целей единицу — четвертый линейный крейсер «Хиэй». С него сняли одну башню, всю среднюю артиллерию, большую часть котлов и даже бортовую броню. «Калека» имел скорость всего 18 узлов, и, казалось, у него одно будущее — дорога на разделку. Однако корабль включили в план обширной модернизации, намеченной на конец 30-х годов. К этому времени три его систершипа — «Харуна» (в 1927 году), «Кирисима» (в 1929-м) и «Конго» (в 1930-м) уже прошли первый этап работ. Их оборудовали противоторпедными булями, установили дополнительную палубную броню, увеличили угол возвышения орудий и снабдили гидросамолетами.


Вместо 36 старых котлов линейные крейсера имели теперь 16 вполне современных; однако смешанное угольно-нефтяное отопление все еще оставалось. Окончательное решение проблем, связанных с энергетической установкой, отложили до второй, не менее обширной перестройки. Первым на нее вновь, в 1933 году, отправился «Харуна», а последним, после «Конго», — «Хиэй», работы на котором завершились в начале 1940 года. На сей раз механизмы были полностью заменены на новые, число котлов сократилось до 8 (на «Харуне» — до 11), а скорость превысила 30 узлов — линейные крейсера опять стали самыми быстроходными среди японских «кораблей линии». Значительные изменения претерпело вооружение. Окончательно исчезли ненужные торпедные аппараты, количество 152-мм стволов сократилось до четырнадцати, зато появились стандартные восемь 127-мм зениток и 25-мм автоматы. В таком виде идеологические «дети» лорда Фишера стали очень опасными противниками для американских и британских тяжелых крейсеров.


В результате проведенных модернизаций японские корабли, безусловно, стали намного сильнее, однако основная идея, состоявшая в том, что каждый линкор Страны восходящего солнца должен превышать по силе боевую единицу вероятного противника, оказалась под угрозой. И США, и Англия в конце 30-х годов наконец-то приступили к постройке нового поколения быстроходных и сильных линейных кораблей. Необходим был ответный ход, и он оказался просто сокрушительным.


Проектирование сверхлинкора началось еще в 1934 году. Японцы сразу решили не пролонгировать соглашения об ограничении размеров линейных кораблей. Водоизмещение «восьмого чуда света» предполагалось равным 60-69 тыс. т — почти в два раза больше «вашингтонского» лимита. В течение трех лет специалисты тщательно и в полном секрете анализировали достоинства и недостатки 23 вариантов вооружения, бронирования и компоновки. Начатая в конце 1937 года постройка потребовала сосредоточения всех усилий промышленности и… полиции. Открытый слип в Нагасаки, на котором собирали «Мусаси», обнесли почти трехкилометровым забором из циновок и сетей; то же пришлось сделать и в Курэ, где бдительные контрразведчики установили, что «Ямато» можно будет рассмотреть с вершины ближайшей горы. Для перевозки колоссальных башен главного калибра весом свыше 2600 т каждая пришлось построить специальное судно «Касино». Что же говорить о тяжелых кранах и большом количестве уникального оборудования, созданного специально для постройки новых линкоров!


Итог всех усилий трудно оценить однозначно. Безусловно, «Ямато» и «Мусаси» являлись крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их 460-мм пушки стреляли снарядами весом почти в полторы тонны на любое обозримое с марсов расстояние. Бронирование, выполненное по схеме «все или ничего», включало 410-мм наклонный пояс, еще более мощные траверзы и самую толстую палубу (230-200 мм). Даже дно чудовищной «коробки» было защищено 50-80-мм плитами. Лобовая плита башен имела толщину 650 мм — самая толстая броня, когда-либо устанавливавшаяся на боевом корабле! Сильный наклон пояса еще более увеличивал сопротивляемость, и считалось, что ни один снаряд в мире не может пробить ее даже на минимальной дистанции.


Вместе с тем в попытке сделать корабль неуязвимым конструкторы допустили ряд просчетов. Так, главная противоторпедная переборка (также самая мощная в мире — от 100 до 200 мм) крепилась к набору корпуса слишком ненадежно и при взрыве просто продавливалась в находившиеся за ней помещения. Сосредоточение очень толстой брони в пределах цитадели привело к тому, что почти 2/3 длины корабля оставались практически неприкрытыми.


Тем не менее линкоры типа «Ямато» были мощными боевыми машинами, чрезвычайно опасными в равном бою с любым линкором мира, включая американские «вашингтоны» и «айовы». Тем более что противники Японии и не подозревали, насколько их враг силен. Морские аналитики США предполагали, что японцы не пойдут дальше 16-дюймовок и водоизмещения в 40 000 т. Так что японским кораблестроителям надо отдать должное — они сделали все или почти все возможное. Слово оставалось за адмиралами.


И здесь потомки самураев и ученики знаменитого Того опростоволосились. Еще в начале войны летчики и офицеры авианосцев горько шутили, что на свете три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды. Великая китайская стена и линкор «Ямато». Флоту Страны восходящего солнца часто не доставало присутствия на поле боя «хасирского флота», как презрительно называли моряки соединение из 7 своих самых сильных линейных кораблей, стоявшее на рейде у о. Хасира. Возможно, если бы Ямамото выдвинул свои суперлинкоры, обладавшие сильной зенитной артиллерией и достаточно устойчивые к повреждениям, в первую линию в сражении у о. Мидуэй, американцам пришлось бы направить на них часть своих самолетов, и японские авианосцы могли уцелеть и продлить войну еще надолго. Но на деле в боях участвовали в основном наименее ценные «конго». В мясорубке непрерывных сражений за о. Гуадалканал погибли восстановленный «Хиэй» и «Кирисима». Первый был буквально изрешечен снарядами американских крейсеров и эсминцев, а затем поражен торпедами. Он показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из строя, понадобились атаки палубных самолетов и «летающих крепостей»; лишь после этого команда открыла кингстоны. «Кирисиме» пришлось вступить в ночной бой на малой дистанции сразу с двумя новейшими линкорами США — «Вашингтоном» и «Саут Дакотой». Девяти 406-мм снарядов (плюс многочисленных «добавок» от легких орудий) оказалось достаточно, чтобы линейный крейсер потерял ход; на следующее утро он был затоплен экипажем.


Остальным линкорам довелось встретиться с противником только тогда, когда исход войны уже не вызывал сомнений. На полную мощь «хасирский флот» был задействован только в 1944 году, в самом значительном сражении войны — битве в заливе Лейте. К этому времени «Муцу» уже не было: в результате взрыва погребов 8 июня 1943 года он погиб вместе с большей частью экипажа. Ядро южного диверсионного соединения составляли «Фусо» и «Ямасиро». Ночью 25 октября 1944 года они попали под торпеды и артиллерийский огонь целого флота, состоявшего из 6 линкоров, 8 крейсеров и 21 эсминца, и пошли на дно, не нанеся американцам никакого ущерба. Днем раньше «Мусаси», ставший главной целью атак палубной авиации, затонул после попадания 10 торпед и 17 бомб (японцы считали, что их корабль поразило не менее 19 торпед). Остальные линкоры, получив различные повреждения, вернулись на базы (в том числе «полуавианосцы» «Исэ» и «Хиуга», не имевшие ни одного самолета и игравшие роль приманки в северном, отвлекающем, соединении). «Ямато», «Нагато», «Харуне» и «Конго» удалось атаковать американские надводные силы, но линкорам в этом сражении явно не везло. Их тяжелые бронебойные снаряды пробивали насквозь небронированные корпуса конвойных авианосцев и эсминцев, не нанося им фатальных повреждений. Затем остатки могущественного соединения неожиданно отвернули, спасая не только себя, но и… противника, уже готового к самому худшему. Все четыре корабля благополучно (но и бесславно) вернулись на базу. На этом их боевая деятельность практически закончилась. «Конго» вскоре потопила американская подводная лодка «Си Лайон», а «Нагато» и единственный оставшийся линейный крейсер «Харуна» простояли в своих портах до тех пор, пока в 1945 году американская авиация не превратила их в груды металлолома. Только «Ямато» довелось еще раз выйти на боевое задание — неблагодарное и безнадежное. История линейного флота третьей по силе морской державы мира завершилась.

6 апреля 1945 года, гигантский линкор императорского флота Японии «Ямато» вышел в море, чтобы принять свой последний бой. Его судьба была предопределена, а команда из 3063 человека заранее надела чистые одежды и белые повязки смертников. А что бы мог противопоставить этот обреченный тогда гигант своему врагу сегодня?

«Ямато» был самым мощным линкором Второй мировой войны. Первый из линкоров своей серии, он был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре, спущен на воду 8 августа 1939 года, официально вступил в строй 16 декабря 1941 г. Полностью боеготовым его объявили лишь 27 мая 1942 года.

Перед Второй мировой войной экономика Японии не могла конкурировать с промышленностью США и Великобритании. Не в силах взять количеством вооружений, японцы решили сделать акцент на качестве.

В 1935 году Микадо, император Японии, утвердил проект А140 на постройку линкора водоизмещением 72 тыс. тонн и длиной 263 м. Силовая установка мощностью 153 тыс. л. с. обеспечивала скорость 27,7 узла, потребляя 63 тонны топлива в час.

Девять чудовищных 460-миллиметровых орудий выбрасывали 1300-килограммовые снаряды на расстояние 42 км.

Японцы ошиблись. И с размерами линкора они просчитались, и с типом самого корабля дали маху. Если бы вместо двух гигантских линкоров («Ямато» и «систер-шип» — «Мусаси») с монструозными пушками, были бы построены пять или шесть линкоров раза в полтора поменьше, толку было бы больше.

Сверхмощные снаряды «Ямато» пробивали американские авианосцы насквозь и взрывались в воде, не причиняя противнику фатального вреда.

А строить надо было авианосцы. И не гигантские, а среднего класса, но побольше. Японцы не пошли таким путем, возможно, из-за нехватки пилотов. Но в таком случае не было смысла вообще начинать войну, которую не было шансов выиграть.

Это прекрасно понимал выдающийся японский адмирал Исуроку Ямамото, участник Цусимы и герой Перл-Харбора. Он приложил все свои усилия, чтобы договориться с американцами о мире, но тем была нужна война. После того, как США ввели эмбарго на поставки нефти империалистической Японии, война стала неизбежной.

Разгром линейного флота США дал Японии полугодовую передышку. По непонятным причинам адмирал Футида не уничтожил инфраструктуру морской базы в Перл-Харборе, поэтому после быстрого восполнений потерь в линкорах, что обеспечила мощная американская индустрия, Америка смогла возобновить активные боевые действия на Тихом океане.

Самое интересное, что перед налетом японцев на Перл-Харбор оттуда ушли все авианосцы, которые и уничтожили впоследствии весь японский флот.

После поражения в сражении у атолла Мидуэй, шансов на победу на морях у Японии не было.

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в океан. С небольшим эскортом (легкий крейсер «Яхаги» и шесть эсминцев). Прикрытия с воздуха не было. Воздушный флот Японии к этому времени был практически весь уничтожен. Эскадра шла на помощь осажденному гарнизону острова Окинава.

Против японской эскадры действовали 5 тяжелых и 4 легких авианосцев ВМС США. Изначально при таком раскладе у японцев не было ни малейших шансов на спасение. И экипаж линкора это понимал.

Непосредственно в атаках на «Ямато» участвовало 227 самолетов (было отправлено 280 машин, 53 не вышли на цель). Треть палубных самолетов были истребителями, чьи авиапушки не могли причинить вреда полуметровой броне линкора. То есть, две сотни палубных самолетов за два часа уничтожили всю японскую эскадру. Второй удар не понадобился.

Атака началась ровно в 10:00. Уже к двум часам дня «Ямато» лег на борт и взорвался в 14:23.

Потери американцев составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбардировщика, три истребителя). Еще около 20 машин были повреждены зенитным огнем, но смогли вернуться на свои корабли.

Получается, что для уничтожения «Ямато» и его эскорта было бы достаточно двух авианосцев типа «Эссекс», на каждом из которых базировалось по сотне самолетов. Скорее всего для уничтожения линкора хватило бы и 40 самолетов, так как в те времена средства ПВО не могли отразить атаку даже такого количества бомбардировщиков.

Этот вывод подтверждается результатами морского сражения 24 октября 1944 года в море Сибуян у Филиппин, когда 38-е Оперативное Соединение ВМС США уничтожило эскадру японских линкоров и тяжелых крейсеров. Был потоплен и систер-шип «Ямато» — суперлинкор «Мусаси». В японской эскадре было 7 линкоров, 11 крейсеров и 23 эсминца. И ни одного авианосца!

С американской стороны была эскадра из тяжелых авианосцев «Эссекс», «Интрепид», «Франклин», «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а также 5 легких авианосцев: «Индепенденс», «Кэбот», «Лэнгли», «Сан-Хасинто» и «Беллью Вуд».

На следующее утро, 25 октября, японская эскадра была сильно потрепана шестью эскортными авианосцами, небольшими корабликами, построенными по стандартам гражданского судостроения.

Такова была цена ошибки японских адмиралов, недооценивших не только авианосные корабли, но и огромную мощь американской промышленности.

Парадоксально, но разгромленная и капитулировавшая Япония не разучилась строить гигантские корабли. В 1976 году японская компания Sumitomo Heavy Industries Ltd. (SHI) закончила постройку и спустила на воду супертанкер Knock Nevis длиной 376,7, шириной — 68,9 и высотой борта — 29,8 метра. Дедвейт его составлял 418 610 тонн. Впоследствии длина танкера была увеличена до 458,45 метров.

Не утратившая и сегодня своих судостроительных возможностей и наращивающая агрессивные интенции Япония вполне может построить гигантский линкор, не обязательно превосходящий своими размерами «Ямато» и «Мусаси», но с такой же мощной броней и современными системами ПВО, например ЗРК с системой «Иджис».

Такой ракетный броненосец, конечно, не будет совершенно непотопляем для двенадцати американских ударных авианосных групп, но возиться с ним придется намного дольше, чем с беззащитным против торпед и тяжелых бомб «Ямато».

Дело в том, что современному противокорабельному оружию на ударных бомбардировщиках полуметровая броня «Ямато» не по зубам.

Противокорабельные «Гарпуны» только слегка поцарапают броню «Ямато». Единственный надежный способ быстро пустить ко дну такой линкор сегодня - это применение сверхтяжелых бетонобойных бомб типа GBU-28, которые могут нести лишь тяжелые истребители-бомбардировщики F-15E.

Причем, бомбить линкор станет возможным только после полного подавления его комплексов ПВО.

Торпед, которые и внесли основной вклад в потопление «Ямато» и «Мусаси», на вооружении УАГ сегодня нет. Да и чтобы применить их, нужно подойти на близкое расстояние. Современные системы ПВО сделали ненужным применение торпед, эффективная дальность которых не превышает 10 миль.

Так что вполне возможно если не возрождение броненосных линкоров, то уж точно оснащение современных ударных кораблей стальной броней, которая сделает их неуязвимыми для противокорабельных ракет.

Если, скажем, против новейшего американского ударного эсминца «Замволт» с композитной легкой противопульной броней выслать небольшой бронекатер с гиперзвуковыми ракетами, то «Замволт» пойдет ко дну после первого же попадания. А бронекатер будет иметь шанс отделаться лишь царапинами. +

Это, конечно же, утрированная картина будущих морских сражений. Но то, что «Ямато» с современными ЗРК и системой «Иджис» смог бы уничтожить не один десяток американских самолетов с современного суперавианосца типа «Нимиц», вряд ли можно подвергнуть сомнению. Причем даже единственно накрытие взлетной палубы «Нимица» залпом «Ямато» лишило бы смысла существование всей ударной авианосной группы.

Мораль здесь такова: побеждает тот, кто правильно определяет стратегические тенденции и грамотно соразмеряет свои силы с возможностями потенциального противника.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Старинное село Вороново расположено по Старому Калужскому шоссе почти в 40 километрах от Москвы. Некогда эти живописные места вдохновляли поэтов и художников, здесь любили бывать члены аристократических и даже императорской фамилий… Легенды о сокровищах, спрятанных здесь, до сих пор тревожат воображение.

Уважаемая редакция! В девятом номере вашего еженедельника за 2010 год я прочитал статью Игоря Савельева « ». Я бы хотел изложить свою точку зрения по этому вопросу, основываясь на мемуарах Николая Андреевича Ломова. Он родился в 1899 году, умер в 1990-м. Во время войны работал в Генштабе на должности заместителя начальника Оперативного управления. В последние годы трудился в Военной академии Генштаба.

Лох-Несское чудовище в Британии ведёт себя мирно и потому, судя по свидетельствам очевидцев, до сих пор живее всех живых. А вот Жеводанский зверь отличался кровожадностью, за что и поплатился жизнью. Правда, память о нём сохранилась в легендах.

Это - самый удивительный поэт Петербурга. Его имя не найдёшь в антологиях и энциклопедиях, его стихи не изучают даже в самой средней школе. Впрочем, и правильно, что не изучают, - далековаты эти вирши от идеала. Но дело в том, что Георгиевский кавалер Никтополион Павлович Святский писал свои произведения… зубами!

Многие считают пиктов самым загадочным народом из когда-либо живших в Британии. Они не оставили после себя письменных источников, и исследователям приходится довольствоваться теми малопонятными символами, которые пикты наносили на обработанные валуны в долинах Шотландии.

В конце июня 1884 года в Зимнем дворце в Петербурге состоялся бал по случаю бракосочетания Великого князя Сергея Александровича. Его невеста, Елизавета Гессенская, приехала в Петербург вместе со своей младшей сестрой, двенадцатилетней Алисой. На том памятном балу произошла встреча в Малахитовом зале юной гессенской принцессы с наследником российского престола, шестнадцатилетним цесаревичем Николаем.

Мыс Доброй Надежды, находящийся на стыке Атлантического и Индийского океанов, из-за частых бурь издавна считается опаснейшим местом. С появлением Суэцкого канала большая часть судов пошла более коротким и безопасным путём, и традиционный маршрут оказался полузабыт. Однако после того, как в июне 1967 года канал закрыли из-за конфликта между Египтом и Израилем, корабли вновь появились в беспокойном районе.

«Некоторые считают, что футбол - дело жизни и смерти. Они ошибаются: футбол гораздо важнее» (Билл Шанкли, английский футболист и тренер).

Линкор «Ямато» (яп. 大和) первый серийный линкор из трех однотипных линейных кораблей японского императорского флота, был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Он был спущен на воду 8 августа 1939 года, и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. (два линейных корабля "систершипа" носили имена "Мусаси" и "Синано", последний был переделан в авианосец).

"Ямато" и "Мусаси"

Линкоры типа «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров.
460-мм (457-мм) бронебойный снаряд Type 91. Его длина - 1954 мм, вес 1460 кг.

Около 263 метров в длину, 40 (36,9) в ширину, полное водоизмещение в 72 810 тонн (стандартное 63 200 т), 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.

Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%.
Схема бронирования линкоров типа "Ямато"

Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядостойкость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор. (на самом деле это не так, но выяснят это только после окончания войны)

"Ямато" в достройке

Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Попадание авиационной бомбы в "Ямато" 24 октября 1944 года во время боя в море Сибуян.

Гибель "Ямато"

Вид на носовые башни ГК линкора "Ямато"

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.

7 апреля 1945 года японский "Ямато" и его эскорт подверглись атакам американских палубных самолётов, в налете участвовало 227 машин. Линкор вышел из строя, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб. В 14.23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов от крена произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего "Ямато" затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.

Мощность взрыва была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км.

Взрыв "Ямато"

Вплоть до самого конца войны американцы плохо себе представляли характеристики "Ямато". Вот например предполагаемая схема "Ямато", нарисованная флотской разведкой летом 1944

После битвы в заливе Лейте в 1944 и массы фотографий потопления "Мусаси" -- систершипа "Ямато" -- американцы все еще думали что на "Ямато" стоят 406-мм орудия, вместо имевшихся в реальности 460-мм. И даже после потопления уже самого "Ямато", все еще считалось считалось что его водоизмещение составляет где-то сорок тысяч тонн, вместо реальных шестидесяти пяти тысяч тонн стандартного водоизмещения к середине 1944.

Газетная заметка о потоплении корабля от июня 1945:

Правда вскрылась уже после капитуляции Японии. Тут секретность сыграла против японцев: знай американцы о реальных характеристиках Ямато, они с куда большей опаской планировали бы некоторые свои операции. Из эволюции ПВО на "Ямато" очень хорошо проглядываются реалии морских сражений Второй мировой, и то как это соотносилось с довоенными ожиданиями конструкторов кораблей.

Количество различных орудий и пулеметов ПВО на корабле:

Декабрь 1941 127-мм - 12 шт; 25-мм - 24 шт; 13-мм - 4 шт.
Осень 1943 127-мм - 12 шт; 25-мм - 36 шт; 13-мм - 4 шт.
Февраль 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 36 шт; 13-мм - 4 шт.
Май 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 98 шт; 13-мм - 4 шт.
Июль 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 113 шт; 13-мм - 4 шт.
Апрель 1945 127-мм - 24 шт; 25-мм - 150 шт; 13-мм - 4 шт.

Вот так корабль выглядел к апрелю 1945. Эдакий ощетинившийся стволами орудий ПВО ежик. Правда в его последний поход это всё ему не особо помогло.

На самом деле орудия "Ямато" при чудовищном калибре в 460-мм, по бронепробиваемости ненамного превосходили орудия американского линкора "Айова" калибра 406-мм.
Вес бронебойного снаряда орудия "Ямато" 1460 кг, "Айовы" 1225 кг.
Начальная скорость снаряда на "срезе" ствола 780 и 762 м/с соответственно.
На дистанции 0 метров бронепробиваемость снаряда орудия "Ямато" 865 мм, у снаряда пушки "Айовы" - 829 мм.
Дистанция 20 000 м 495 и 441 мм соответственно.
Дистанция 32 000 м 361 и 330 мм соответственно.

Было сделано два выстрела под прямым углом -- угол такой был выбран потому что с учетом наклона лобовых плит башен на ЛК типа "Ямато" при артиллерийской дуэли на больших дистанциях снаряды противника (американского ЛК) падали бы на них именно под углами, близкими к прямым. Для плит, ориентированных иным образом, углы встречи снаряда с броней разумеется получались бы менее выгодными для пробития. Следует учесть, однако, что и толщины этих плит были существенно меньшими.

Первый выстрел был произведен 16 октября 1946 года. Снаряд поразил плиту под прямым углом со скоростью 607.2 м/с. Плита была пробита насквозь и раскололась по месту попадания, дав множество осколков, трещин и областей расслоения в районе попадания. Сам снаряд, вероятно, существенных повреждений не получил: пробив плиту и вылетев с задней стороны, он по-прежнему имел значительную скорость и улетел в реку Потомак, где и утонул. Верхняя часть той плиты, расколотой в результате этого выстрела, сейчас стоит в U.S. Navy Memorial Museum на территории Washington Navy Yard.


Второй тест был произведен 23 октября 1946 года. Снаряд был выпущен с уменьшенной начальной скоростью и поразил плиту также под прямым углом со скоростью 502.3 м/с. Пройдя в толще плиты 533.4 мм, снаряд застрял в ней; тем не менее плита была пробита насквозь (оставшаяся доля толщины была "выбита" с задней стороны плиты). Сам снаряд остался практически неповрежденным - был лишь уничтожен его аэродинамический наконечник и смят бронебойный колпачок (как и всегда при попаданиях). В районе попадания, как и при первом тесте, плита треснула по месту удара и дала множество мелких трещин и областей расслоения.

П.С. В корабликах я не очень разбираюсь, так что... Но мне показалось инетересным

Тип Yamato

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 3 × 3 - 460-мм/45 40-SK model 94 .

Зенитная артиллерия

  • 4 × 3 - 155-мм/60 ;
  • 6 × 2 - 127-мм/40 Тип 89 мод. АЗ ;
  • 8 × 3- 25-мм Тип 96 ;
  • 2 × 2 - 13,2-мм пулемёт.

Авиагруппа

  • 2 катапульты Куре № 2 мод. 2 модификации 2, с 1942 г. 7 ГСМ тип «О» (F1M2)..

Построенные корабли

Yamato (яп. 大和 (戦艦), рус. Ямато ) - тип линейных кораблей японского императорского флота времен Второй мировой войны. Проект предполагал создание корабля, превосходившего по огневой мощи и защите любой линейный корабль, который мог быть построен в США до 1945 - 1947 гг. Таким образом, планировалось достичь паритета между флотами стран - участниц Вашингтонского соглашения.

История создания

Проектирование линейных кораблей типа "Ямато" проводилось в рамках традиционной для японского флота 1930-ых стратегии Kantai Kessen - решающего оборонительного сражения против американского флота на заранее подготовленной позиции. Доктрина основывалась на идее последовательно измотать наступающий американский флот атаками подводных лодок, береговой авиации с передовых островных баз и ночными ударами торпедоносных сил, после чего массированным ударом палубной авиации уничтожить американские авианосцы и завоевать господство в воздухе. После этого, японские линейные корабли должны были вступить в бой с ослабленными и поврежденными американскими и уничтожить их. Так как предполагалось, что американский флот будет превосходить японский по численности, японские линкоры должны были, по мысли их создателей, превосходить современные им американские.

Проектирование

Численность линейных флотов Японии была ограничена Вашингтонским договором 1922 года , который закреплял отношение кораблей США, Великобритании и Японии на уровне 15:15:9 единиц соответственно. Этот договор лишал японский флот возможности добиться численного преимущества над флотами противников . Поэтому японские адмиралы видели решение проблемы в качественном превосходстве своих кораблей. В 1934 году руководством было принято секретное решение отказаться от соблюдения договора, и разработать проект с водоизмещением превышающим иностранные (по договору водоизмещение не должно было превышать 35000 тонн). Япония считала что США не будут строить корабли, которые не смогли бы пройти Панамским каналом (по подсчетам специалистов водоизмещение около 60000 тонн).

К разработке проекта приступили осенью 1934 года. За время разработки было предложено 24 варианта линкора с водоизмещением, превышающим 52000 тонн. Окончательный результат был утвержден в марте 1937 года.

Наиболее характерные конструктивные особенности

Первые и единственные линейные корабли мира, обладавшие в годы 2-й Мировой Войны 460-мм артиллерией. Последние 3 корабля серии должны были строиться по несколько измененному проекту - с усиленным зенитным вооружением из 40 100-мм/65 орудий (в спаренных установках, вместо бортовых 155-мм и 127-мм орудий) и большого числа 25-мм автоматов. Кроме того, на них планировали уменьшено бортовое бронирование (до 400 мм.) и защиту башен 460-мм орудий. Корпус гладкопалубный, клепанный, грушевидной формы, с волнообразной верхней палубой (в целях экономии веса) и бульбом в носовой оконечности. Большая ширина и почти прямоугольный мидель предопределили малую осадку, что позволяло кораблям заходить во все базы японского флота.

Корабль обладал прекрасными мореходными качествами, маневренностью и оценивался специалистами как хорошая артиллерийская платформа. Носовая надстройка башнеобразная, клепанная, с частичным использованием сварных конструкций, была выполнена в виде двух цилиндров, вставленных один в другой. Внутренний, диаметром 1,5 метров (толщина стенок 20 мм), служил для защиты коммуникаций и шахты лифта.

Бронирование было выполнено по «американской схеме». Цитадель образовывали бортовой пояс, броневые траверзы и броневая палуба. В пределах цитадели корабль имел мощную вертикальную и горизонтальную защиту, но оконечности практически не бронировались, что являлось слабой стороной проекта. Теоретически линейный корабль должен был сохранять положительную плавучесть при заполнении водой незащищенных оконечностей, пустот вне бортового пояса и корпуса над броневой палубой. При заполнении трех бортовых котельных отделений, машинных отделений и пустых отсеков между ними, он не должен был опрокинуться. Вместе с тем, отсутствовало достаточное число водоотливных средств. Подобный подход к обеспечению боевой живучести привел к тому, что Yamato и Musashi погибли после потери остойчивости вследствие затопления водой оконечностей и отсеков над броневой палубой. Другим недостатком проекта являлось расположение в непосредственной близости от погребов боезапаса главного калибра башен 155-мм орудий, имевших лишь противоосколочную защиту. Все вспомогательные механизмы, обслуживавшие энергетическую установку, имели турбоприводы, а остальные - пароприводы

Строительство

Yamato был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Второй Линкор Musashi - 29 марта 1938 на верфи «Mitsubishi» в Нагасаки. Все строительство велось в строгой секретности. Место постройки со всех сторон закрывали навесами. После постройки, корабли уже на воде, дополнительно, прикрывали маскировочными сетями.

Линейный корабль Yamato в достройке

Во избежание рассекречивания, все рабочие были сфотографированы в специальный альбом, по которому сверяли всех входящих и выходящих. Работы велись таким образом, что ни один инженер не мог получить всех чертежей и спецификаций к ним. Для дезинформации во всех документах заведомо указывался заниженный калибр главных орудий - 406 мм, а бюджет постройки был разделен между разными проектами, чтобы огромная стоимость не бросалась в глаза. Все эти мероприятия позволили сохранить тайну характеристик линейных кораблей Японии до самого конца войны.

Описание конструкции

Энергетическая установка

На кораблях типа Yamato устанавливалась паротурбинная установка, имевшая линейное расположение. Состояла она из четырех главных турбозубчатых агрегатов марки Kanpon. Мощность агрегатов составляла 70 000 л.с. В нос корабля располагались котельные отделения, в которых находились 12 главных паровых котлов той же марки. Каждый котел вырабатывал пар температурой 325°С и давлением в 25 кгс/см 2 . Котлы располагались по 3 котла в ряду в четыре ряда. Такое расположение было выбрано из-за большой ширины корабля. Электроэнергия вырабатывалась четырьмя дизельными генераторами и четырьмя турбогенераторами мощностью по 600 кВт. Выдаваемое напряжение генераторов составляло 225 В.

Линкор имел два руля: главный руль, площадью 41 м 2 , полубалансирного типа, приводился в движение бензомотором; вспомогательный руль площадью 13 м 2 был обычного типа.

На испытаниях Yamato развил максимальную мощность в 153 000 л.с. при скорости движения 27,4 узла.

Бронирование

Yamato

Схема бронирования линейного корабля Yamato

Толщина брони в мм (по материалам:

Линейные корабли типа Yamato имели более мощное бронирование, чем все линейные корабли за всю историю кораблестроения. Бортовая броня корабля располагалась с развалом в 20 градусов, что повышало живучесть корабля при попадании в него снарядов с больших дистанций. Главный броневой пояс был изготовлен из стали марки B3. Имея толщину 410 мм и ширину 5500 мм он поднимался до уровня главной палубы, а в районе носовых башен - несколько выше.

Одной из особенностей бронирование кораблей этого типа было наличие броневого пояса ниже ватерлинии . В районе машинных отделений его толщина была 200 мм уменьшающая к днищу до 75 мм и повышающую до 270 мм в районе башен главного калибра. Такая мощная защита борта ниже ватерлинии использовалась для защиты от снарядов, которые уходили под воду и пробивали борт корабля. Идея защиты борта ниже ватерлинии появилась в Японии в 1923 году.

Наиболее мощное бронирование получила боевая рубка . Здесь толщина стенок доходила да 500 мм, а крыши и пола 200 и 75 мм соответственно. Главный пост управления огнем был защищен плитами, толщиной 150 мм. Этим инженеры ограничились при бронировании носовой части, что впоследствии привело к большим потерям экипажа в последнем походе Yamato .

Барбеты башен главного калибра бронировались лобовыми плитами в 560 мм толщиной и бортовыми 410-мм. Такое бронирование, как считали конструкторы, позволяло перенести удар снаряда массой 1460 кг и скоростью около 500 м/с.

Так же экипаж был защищен от осколков бомб и снарядов, попавших в броневую палубу, противоосколочной палубой которая имела толщину 10 мм и проходила по всей длине цитадели под главной палубой.

На корабле имелась система контрзатопления и осушения корабля. Она проектировалась по следующим требованиям: в случае если возникал крен и дифферент (в пределах 4° и 2,3 м), возникающий при попадании первой торпеды, корабль выравнивался в течении 5 минут. При попадании второй торпеды - в пределах 12 мин. Проект предполагал, что если корабль кренился на 9,8°, то выравнивание происходило контрзатоплением отсеков противоположного поврежденному борта, еще 4,5° выравнивалось перекачкой топлива. Предполагалось, что такими способами можно было выровнять крен до 18°.

Эффективная толщина броневого пояса линкора при стрельбе из орудий линкоров США на разных дистанциях

Вооружение

Работа над созданием орудий особо крупного калибра в Японии начались с 1920-х годов. Проектирование артиллерийской системы типа 94 калибром 460 мм возобновилось в 1934 году под руководством инженера С. Хада и закончилось в 1939 году. В том же году начался серийный выпуск, завершившийся изготовлением 27 орудий.

Орудия главного калибра

Продольный разрез 460-мм башни линейного корабля Yamato (по материалам: Skulski J. The battleship Yamato. London: 1995) .

Орудия главного калибра

Характеристики орудий главного калибра

На линкорах было установлено по 6 артиллерийских систем типа 94. Количество боезапаса на один ствол составляло 100 выстрелов. Подача снарядов осуществлялась из погребов во вращающейся части башен - по 60 снарядов на ствол. Остальные снаряды хранились в снарядных погребах над главной палубой. Башня вращалась на катках по погону наружным диаметром 13000 мм. У каждого ствола имелась своя люлька, что обеспечивало независимое наведение.

Башня имела два поворотных механизма с шестеренчатой передачей, движимой двумя гидромоторами мощностью по 500 л.с. Вертикальная наводка осуществлялась главным силовым цилиндром.

Линейный корабль Musashi . Слева - 25-мм трехорудийные зенитные автоматические установки, справа- 127-мм двухорудийные универсальные артиллерийские установки

Вспомогательная артиллерия

На линкоры устанавливалась 155-мм противоминная артиллерия, состоящая из четырех трехорудийных башен с длинной ствола равной 60 калибрам. Броня башен была представлена лобовой и боковыми плитами толщиной 75 мм и 25 мм соответственно, а также крышей толщиной 25 мм. 2 из 4х башен были установлены побортно на верхней палубе, остальные - по концам надстроек на высоких барбетах. Дальность стрельбы установок равнялась 14800 м. Скорострельность - 5 выстрелов в минуту.

Противовоздушная оборона состояла из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89. Они имели калибр в 127 мм и длину ствола равную 40 калибрам. Орудия распологались на надстройках у дымовой трубы, по 3 установки на борт.

Зенитные установки были представлены 25 мм автоматическими установками типа 96 с длиной ствола равной 60 калибров. Максимальная дальность стрельбы - 5500 м. Максимальный угол возвышение - +85°

Каждый корабль имел по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра 13,2 мм. Скорострельность каждого пулемета была 450 выстрелов в минуту а дальность стрельбы достигала 6000 м.

Авиационное вооружение

На кораблях присутствовала авиация, состоявшая из 7 двухместных гидросамолетов разведчиков типа «О» Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под кватердеком и поднимались наверх с помощью крана. В корме располагались две бортовые катапульты длиной по 18 м.

Построенные корабли

Yamato является финалом развития класса линейных кораблей способных наносить более тяжелые удары, нежели могли получать сами. Но ни Yamato , ни его однотипные собратья никогда не продемонстрировали своих огромных возможностей. То, что суперлинкоры решали крайне незначительные задачи нужно считать следствием ошибочной стратегии военного руководства Японии.

Примечания

Литература и источники

  • Ю.В. Апальков Боевые корабли японского флота 10.1918 - 8.1945 гг. . - Справочник. - СПб: Дидактика, 1997. - ISBN 5-88053-023-Х
  • О.А. Бережных Линейный корабль «Yamato» . - № 118. - Санкт-Петербург: «Гангут», 1998. - ISBN 5-85875-113-Х
  • Dickson W.D. «Yamato» . - Warship International, 1975.
Название Место закладки Дата закладки Спуск на воду Вступление в строй Судьба
IJN Yamato Верфь ВМФ Куре 4.11.1937 г. 8.08.1940 г. 16.12.1941 г. Потоплен 7 апреля 1945 г.
IJN Musashi Верфь Mitsubishi Нагасаки 29.03.1938 г. 1.11.1940 г. 5.08.1942 г. Потоплен 24.10.1944 г.
IJN Shinano Верфь ВМФ Йокосука 4.05.1940 г. 11.11.1944 г. 19.11.1944 г. Потоплен 29 ноября 1944 г.
Заказ № 111 Верфь ВМФ Куре 7.11.1940 г. При 30 % готовности, разобран на металлолом.
Заказ № 797 Закладку так и не произвели.