Окружающий мир тема зимующие птицы средняя группа. Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Программное содержание:

  • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
  • Закрепить понятие «зимующие» птицы.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
  • Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.

Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физминутка «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!

Дети поднимают рисунки.

Сорока: Кто же это не пойму?

Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

Аналогично рассматривается второй рисунок.

Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?

Дети приносят конверт.

Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

Воспитатель достаёт части птичек.

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.

Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог

– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

  • Кого угостим салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Золотой ключик»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

“Зимующие птицы”

средней группе)

Составила: Кумова О.Н.,

Программное содержание:

уточнить представления о видах зимующих птиц;

закрепить понятие «зимующие» птицы.

учить выслушивать ответы товарищей;

активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная. воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;

развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Предварительная работа с детьми:

наблюдение за птицами на прогулке;

рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;

отгадывание загадок;

беседы о зимующих птицах;

дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

дидактическая игра «Узнай по описанию»;

Методические приёмы:

игровой (использование сюрпризных моментов);

наглядный (использование иллюстрации, презентации);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт c письмом.

Раздаточный материал: половина листа картона с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).

Оборудование: ноутбук, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие в кругу :

Собирайтесь дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: “Детский сад № 13. Ребяткам средней группы ”. Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее … Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.

Зачитывается письмо: “Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?”

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

(На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

1. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

4. Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Отгаданные птицы прикрепляются на ковролин.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

(Дети размышляют.)

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.

Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляется карточка с моделью на планшет)

Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало, его обозначим: …

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: …

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:…

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, какая птица чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Физкультминутка: ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят.Погулять они хотят и тихонько все летят.

(Под тихую музыку дети “разлетаются”, машут руками, как крыльями.)

Воспитатель : Ой, ребятки, вы знаете, а ведь в конверте было не только письмо, здесь есть ещё рисунки.

(Дети рассматривают рисунки.)

(Рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

Воспитатель : Кто же это не пойму? Но мы, ребята, сейчас разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

(Аналогично рассматривается второй рисунок.)

Воспитатель : Вот теперь мы узнали птиц. А что это за конверт под деревом лежит?

(Дети приносят конверт.)

Воспитатель : Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

(Воспитатель достаёт части птичек.)

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.

(Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он выкладывает и почему.)

Воспитатель : Молодцы, ребята! За то, что вы так хорошо справились с заданием, Лесовичок хочет познакомить вас с разными птицами и их голосами. (Просмотр презентации о птицах)

Воспитатель : Ну, что же, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог

Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Скажите, как можно назвать этих птиц одним словом? Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?

Конспект занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии зимующих птиц . Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).

Задачи.

Образовательная - расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.

Развивающая - развивать мышление, воображение, наблюдательность; познавательный интерес к жизни зимующих птиц.

Воспитательная - воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание картинок с птицами. Чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко. Заучивание стихов. Отгадывание загадок про птиц. Беседы «Что ты знаешь о птицах?» «Трудно птицам зимовать». Рисование - «Снегири на ветке рябины». Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». Изготовление кормушек.

Методы и приемы: беседа, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Раздается стук в дверь. В группу «влетает» Сорока.

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Х Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.Х

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,

Нужны глаза и уши

Мои ключи: Смотри, молчи,

И примечай, и слушай!»

Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?

Ответы детей: - у снегиря грудка красная, у синицы - желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока- белобока и т. д.

Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?

Дети: Птицы умеют летать

Какие части тела помогают им летать? (крылья)

Как же крылья помогают в полете?

ПОДХОДИМ К СТОЛУ.НА КАЖДОГО РЕБЕНКА ПО 2 ЛИСТОЧКА(А4 /2)

ОПЫТ.

Проводится опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?

Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.

Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).

Идут по лесу. Картинка зимы на мольберте.

Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?

Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная.

Легко ли птицам зимой в лесу?

Воспитатель: Что страшнее для птиц холод или голод?

Воспитатель: Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки) , а какие птицы любят рябину поклевать (снегири) .А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. (К МОЛЬБЕРТУ ПОДХОДЯТ)

Воспитатель: Что за птица на дереве сидит?

Дети : ворона(сделать)

Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны? Дети: крупная, большая

Воспитатель: Какие у неё крылья?

Дети: большие

Воспитатель: А лапки?

Дети: сильные, цепкие

Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

Воспитатель: Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

Воспитатель: Как они кричат?

Воспитатель: Чем питаются вороны?

Стихотворение:

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).

Воспитатель: А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

Дети подходят к панно с изображением воробьёв и синиц (на дереве)

Воспитатель: Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

Воспитатель: Давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Какие по размеру эти птицы?

Воспитатель: Из каких частей состоит туловище птицы?

Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети : Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети : Потому что остаются зимовать.

Воспитатель : Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?

Дети: Летают.

Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать.

Физкультминутка «Летели две птички»

Летели две птички

Ростом невелички

Как они летели

Все на них глядели

На полянку сели

Песенку запели

Стали расставаться

Крепко обниматься

Задание на развитие внимания, памяти, логики.

1. «Кто улетел из кормушки».

Ребенок закрывает глаза, взрослый убирает 1 или несколько птиц из кормушки. Ребенок должен назвать пропавшую птицу.

Четвертый лишний»

Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.

Воробей, грач, сорока, синица.

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, ласточка, дятел.

Ворона, скворец, синичка, галка.

Утка, снегирь, голубь, сорока.

Клёст, воробей, синичка, кукушка.

Игра «Улетают - не улетают».

Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.

Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Дети: Люди.

Воспитатель: Для чего они это сделали?

Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.

Игра " Наполним кормушку". (дети расчищают кормушку от снега-ваты, выбирают из предложенного корма нужный и выкладывают на макет кормушки)

Воспитатель: Как часто надо кормить птиц?

Упражнение «Назови ласково» (с мячом).

Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:

Снегирь - снегирёк,

Синица - синичка,

Голубь - голубок,

Воробей - воробейчик.

Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:

На дереве много...синиц,

На дереве много...дятлов,

На дереве много...ворон,

На дереве много...снегирей.

Воспитатель (подводится итог занятия):

Вспомните, о чем мы говорили на занятии?

Каких птиц вы увидели?

Как нужно помогать птицам в зимнее время?

Чтение стихотворения Т. Евдошенико «Берегите птиц»

Воспитатель: Какая вам птица нравится больше всего?

Чем птицы отличаются от животных?

(Птицы умеют летать)


Кириченко Светлана Викторовна - воспитатель I квалификационной категории МБДОУ д/с №4

Интегрированные образовательные области: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, социализация.

Форма деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Программные задачи:

Образовательные- закрепить знание о зимующих птицах, дать детям представление о видах питания зимующих птиц; развитие произвольного внимания, зрительной памяти; стимулирование речевой активности у детей; определение характерных особенностей птиц: внешний вид, поведение

Развивающие- развивать у детей способность создавать образ в аппликации на тему «Птицы», развивать творческие способности детей.

Развивать мышление, наблюдательность.

Воспитательные- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить им суровое зимнее время. Воспитывать экологическую культуру. Воспитывать аккуратность и самостоятельность, эстетические эмоции.

Словарная работа- активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулке. Расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. п., описание зимы вьюжная, суровая, морозная.

Форма проведения- непосредственно образовательная деятельность.

Предварительная работа- наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; «Про птиц и зверей» В. Бианки и др. Беседы о домашних, перелетных и зимующих птицах. НОД рисованием, лепкой и аппликацией, на которой дети изображали птиц.

Материалы и оборудование- магнитофон с аудиозаписями; мольберт; демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц- воробей, синица, снегирь, дятел, клест, голубь, дятел. Аудиозапись голосов птиц. Материал для аппликации лежит на столах, первая часть занятия проходит на ковре и на стульчиках.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Приветствие в кругу. Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель читает загадку.

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Каркать петь и ворковать.

Нас зимою покормите…

Дети, кто мы? Назовите! » (птицы)

Раздается стук в дверь. В группу «влетает» Каркуша.

Каркуша: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Каркуша.

Каркуша: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Каркуша!

Воспитатель: Что случилось, Каркуша?

Каркуша: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Каркуше разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Попробуйте отгадать…

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю…. (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка

И ещё полоска шарфика… (Синица)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая …. (Сорока)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит и легче (Дятел)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели… (Свиристель)

Эта птица сизокрылая любит семечки клевать

И тихонько ворковать…. (Голубь)

Что за птица, мороза не боится?

Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде?. (Клёст)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на мольберт.

Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела указкой у птиц, привлекает к ответу детей) . А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?

Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока- белобока и т. д.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?

Дети: Летают.

Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать.

Физкультминутка «Летели две птички»

Летели две птички

Ростом невелички

Как они летели

Все на них глядели

На полянку сели

Песенку запели

Стали расставаться

Крепко обниматься

Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?

Зима суровая, вьюжная, морозная.

Легко ли птицам зимой в лесу?

Что страшнее для птиц холод или голод?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки) , а какие птицы любят рябину поклевать (снегири) .А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

Физкультминутка «Холодно птичкам»

Птички летают, в стаи сбиваясь

Кружатся в нашем саду,

Прыгают птички, крыльями машут,

Только тепла не найдут.

Птички устали летать

Ветер колючий крылышки студит

Хочется им отдыхать.

Холодно птичкам, голодно птичкам

Птички устали летать

Зерен возьмите, птиц покормите

Хочется им поклевать.

Чтение стихотворения Т. Евдошенико «Берегите птиц»

Воспитатель: Какая вам птица нравится больше всего?

Дети отвечают. После этого воспитатель предлагает им подойти к столам и сделать аппликацию любимой птицы. Воспитатель и Каркуша во время работы наблюдают за детьми и в случае необходимости помогают.

Во время работы воспитатель включает спокойную музыку.

После того, как дети закончили работу, воспитатель вместе с ними рассматривает работы и предлагает авторам рассказать, каких птиц они сделали и почему.

Каркуша. Какие вы молодцы! Как много вы знаете про птиц и как красиво сделали аппликацию птиц. Мне очень понравились ваши работы. Я обязательно к вам вернусь. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят, и что птицам зимой нужно помогать.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог:

Воспитатель:

– Каких птиц вы повстречали в лесу?

– Как можно назвать их одним словом?

– Мы с вами гостей не можем отпустить без подарка, подарим им птиц, которых сделали сегодня (дети дарят птиц) .

Воспитатель:-Ребята, Каркуша хочет нам еще что то сказать.

Каркуша: Приглашаю всех на прогулку!

Дети прощаются с гостями, уходят на прогулку

Тема «Зимующие птицы». Вид деятельности: коммуникативная, изобразительная. Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Цель: ознакомление детей с зимующими птицами (синица, снегирь, воробей, ворона) объяснить, почему этих птиц называю зимующими.

Образовательная: закрепить в словаре обобщающее понятие "зимующие птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Развивающая: развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Воспитатель загадывает детям загадки.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

На лету резвится.

Не орел, но все же птица.

(Воробей)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И еще красней зимой

Ярко красный галстук мой.

(Снегирь)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени …

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
и полоска шарфика.

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на доску.

За дверью слышен плачь. (Использование ИКТ) Выходит, воспитатель и видит щенка Тарзана.

Воспитатель: Приглашает Тарзана к нам в гости, расспрашивая что же он плачет.Плачет Тарзан так как он услышал, что детки отгадывают загадки про птиц, а он даже не знает, кто такие птицы?

Дети и воспитатель решают ему помочь, рассказывают про птиц.

Воспитатель: Давайте расскажем нашему гостю, какие это птицы? Как выглядят птицы? Какие части тела у них есть? Чем покрыто их тело? Почему они так называются?

Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Глазодвигательная гимнастика:

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Тарзан говорит, что он очень хочет показать и рассказать своим друзьям про одну чудесную птичку с красной грудкой, но как же он им покажет ведь у него нет фотографии (картинки, изображения этой птички).

Дети решают помочь ему, сделать аппликацию, чтобы Тарзан показал снегиря своим друзьям.

Щенок «Тарзан» благодарит детей, говорит, что ему все понравилось и теперь он сможет рассказать своим друзьям про птичек и даже показать их. О ком мы сегодня говорили? Что мы узнали нового? Было ли сложно выполнять задание? Что было сложно? Что было легко? Все ли справились?