План урока по русскому языку на тему. Русский язык

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Уровень: базовый

Тип урока: открытие новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных », осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Основные понятия:

Имя существительное;

Имя собственное и имя нарицательное;

Правила правописания имен собственных и нарицательных.

Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные : уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Формируемые УУД:

Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

Уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

Уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);

Уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

Формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

Уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для групповой работы.

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Новотроицка»

Открытый урок русского языка во 2 классе

по теме «Имена собственные и нарицательные.

Правописание собственных имен существительных»

Учитель начальных классов

Атапина Светлана Алексеевна

Ход урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

I этап. Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой .

Посмотрите, что это? (вопросительный знак). Мудрецы говорят: « Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка? Кто такие исследователи? (те, кто исследуют что-то новое) Найдите в толковом словаре Ожегова.

(Исследователь – это человек, занимающийся научной работой).

Разминка рук перед письмом.

На урок русского языка к нам пришли гости. Давайте знакомиться.

Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям. Пусть урок наполнится светом знаний, открытий и добрым отношением друг к другу.

Задание1 (У). Минутка чистописания.

Лучики сели на строчки. Они покажут нам путь к открытию новых знаний. Какую букву можно собрать из этих элементов?

Дд

Что можете сказать о первом звуке из слова «лучик»? (согл., тв.-парн., звонк.-непарн.)

Запишите задание. Помните про посадку. Пишем аккуратно. СЛАЙД 1(Работа с ИД)

Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы

Настроить детей на работу.

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу

Работать со словарем

II этап. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность.

Словарная работа

Какой частью речи являются выделенные слова? (имена существительные)

Почему слово Снегурочка с заглавной буквы? (это имя собственное)Как называются остальные имена сущ. ? (нарицательные; предстоит выяснить)

Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных».

Поставьте цель для себя.

Сегодня на уроке мы узнаем … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.

научимся … их различать.

попробуем … свои знания применить на практике.

А какая у меня цель? (помочь вам)

На уроке составим копилку собственных имён существительных, которая пригодится нам для дальнейших уроков.

Задание 2 Словарная работа. СЛАЙД 3

Прочитайте стихотворение.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан ,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Кто написал это стихотворение? (С. Михалков)

Что такое застава? (Застава - место въезда в город)

По-другому можно назвать УЛИЦА.

Какое слово спряталось внутри? (лица)

Улица – это лицо города. Чем она чище, тем краше город.

Запишем словарное слово. Запомним его написание.

Закончите предложение:

Наша школа находится на улице _____.

С какой буквы пишутся названия улиц?

(С заглавной)

Что такое каланча? (Наблюдательная вышка над зданием пожарной части)

Почему написано с заглавной буквы? (Прозвище)

Почему его так назвали? (Он высокий). Людям неприятно, если их обзывают обидными словами. Помните об этом.

Какое словарное слово встретилось в следующей строчке? (фамилия). Запишите его в словарик и запомните.

Как пишутся фамилии людей? (С заглавной буквы)

Почему Степан написано с большой буквы, а ИМЯ с маленькой? (Степан – имя собственное, пишется с большой буквы, а слово имя – нарицательное.)

Проверка домашнего задания

Имя - это первый подарок, который вы получаете от родителей. Дома я просила вас написать о своем имени. Опрос учащихся. Оценивание.

Личностные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД :

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.

Включить обучающихся

Организовать работу с орфографическим словарем учебника; развивать речь.

Диалог с учителем.

Участвовать

Работать со словарем учебника.

Оценивать

Ф

и

III

Цель: м отивировать к изучению темы.

Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

III этап. Самоопределение деятельности

Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия.

Например, место, где человек жил назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес.

Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена.

Задание 3 (На доске карточки: Маша, Игорь, Шарик, Подольск, Волга, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город)

Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название городу, реке, имя, кличку щенку. Остальные слова отнесите в последний столбик.

имя город река кличка

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Включить учащихся

в обсуждение проблемной ситуации.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать работать в группе ).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Г

и

IV этап. Открытие новых знаний.

Цель: научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

IV этап. Открытие новых знаний.

Учёные придумали специальные термины. Слова первых столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

С какой буквы пишутся имена собственные?

Почему нарицательные назвали таким именем?

(они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени).

Работа с правилом

Прочитаем правила в учебнике на странице 52 и с. 53.

Какие существительные мы называем собственными?

С какой буквы они пишутся?

А какие существительные мы называем нарицательными?

Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение.

Вывод: имена и реки, клички, города

Все с заглавной буквы пишутся всегда!

Физкультминутка

Закройте глаза. Поводите глазными яблоками по кругу. К доске пойдет Соня. Откройте глаза.

Можете ли выполнить мою просьбу? (нет, не знаем фамилии)

Как называют людей с одинаковыми именами? (Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками).

А в нашем классе есть тёзки?

Встаньте Саши, Сони, Андреи.

Как же можно различить тезок? (По фамилиям)

Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников? (однофамильцы)

Как пишутся имена и фамилии людей? (С заглавной буквы)

Физкультминутка Ванька-встанька

Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)

Познавательные УУД : уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение

Личностные УУД:

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информацией , представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Ф

и

V

Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

ДИАГНОСТИКА качества освоения темы

V этап. Применение новых знаний.

Упражнение в написании заглавной буквы". - Что будем развивать, выполняя это задание? (мышление, память)

А зачем нам развивать мышление и память? (чтобы лучше учиться, получать хорошие и отличные оценки; быстрее понимать то, что объясняет учитель; быстрее и лучше выполнять задания в классе и домашнюю работу во второй половине дня; на контрольной работе выполнять задания не только быстро, но и правильно; самостоятельно находить ошибки в выполненном задании; выполнять и решать сложные задания без помощи и подсказок учителя; получать хорошие четвертные и годовые оценки; находить несколько решений одного задания; выигрывать учебные конкурсы, олимпиады; занимать почётные первые места; приобрести хорошую профессию, быть успешным в жизни).

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

Задание 4 СЛАЙД 4

- Помогите котенку разобраться в правилах. Напишите слова. Определите количество звуков и букв: Таня, Игорь, Юля.

- Какими именами, полными или сокращёнными, называют взрослых людей? А детей? Поэтому сокращённые имена ещё называют уменьшительными. Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу неполные. Назовите свои полные имена:

Даня – это … (Даниил)

Лера – это … (Валерия)

Злата -

Как вы думаете, как звали в детстве Ивана-царевича? Марью-царевну?

СЛАЙД 5 WorkSpace

- Запишите имена собственные сказочных героев.

- Найдите ошибку (Змей – это имя, Горыныч - отчество)

- Есть ли женская пара у мужского имени Федор? (Федора из произведения К. Чуковского)

Где в жизни можно использовать эти знания? (подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы).

- Запишите свое имя и свою фамилию в тетрадь.

Я хочу вам рассказать

Об Иван Иваныче

Ох, и любит он поспать

На Диван Диваныче.

(С. Погореловский)

Представим себе такую ситуацию: два человека являются тёзками и к тому же однофамильцами. Как ещё можно различить их? (По отчеству). Действительно, кроме имени и фамилии, есть ещё и отчество. Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерями они являются. Отчество всегда даётся по полному имени.

Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству.

Назовите имена и отчества ваших родителей.

Кот Матроскин, герой произведений Э. Успенского, утверждает, что Матроскин – это его фамилия. Вы согласны?

(Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных – клички. Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества).

В сказках кота называют Кот Котофеич. А как звали его отца? (Котофей)

А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

Какие существительные мы называем собственными? С какой буквы они пишутся?

Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?

Задание 5

Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 6

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Кто написал это стихотворение? (С. Маршак)

Назовите синоним к слову «рассеянный». (невнимательный)

К чему приведет невнимательность на уроке? (не запомним правило, не научимся грамотно писать)

Рассеянный – это имя собственное или нарицательное?

Запомни : Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной).

Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).

Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Задание 6 (У) СЛАЙД 7 Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace

- Помогите человеку рассеянному справиться с заданием. Распределите слова в две группы: собственные и нарицательные.

Задание 7 (У) Составь предложения (самостоятельно).

"Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"

Под диктовку:

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Вася рыбаков был у рыбаков.

Улетел орёл за город орёл.

Задание 8

Работа в группах

Выбор темы

Комплектация групп

Напоминание правил работы в группе

Распределение обязанностей в группе:

-организатор;

- чтец;

- докладчик;

-часовой;

- редактор

1 группа Путешественники

Найдите на глобусе и запишите имена собственные.

Страны:

Океаны:

Города:

Сделайте вывод.

2 группа В зоопарке

Каждому животному придумай кличку: попугай, медведь, тигр, слон, жираф, бегемот, лев

3 группа Редакция журнала

Дорогие ________. Мы живем в городе ____, учимся в школе № __. Наша школа находится на улице _______. В нашем классе есть (перечислите имена) _______. Ждем вас в гости и желаем добра.

4 группа Библиотекари

5 группа Планетарий

Рассмотрите карту звездного неба и выпишите названия созвездий.

ОТЧЕТЫ ГРУПП.

СОСТАВЛЕНИЕ КОПИЛКИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

город имя река фамилия

деревня отчество планета кличка

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Организовать работу в группах;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе ).

Оценивать правильность выполнения заданий.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель: научить осознавать свои достижения

Итог урока

Задание 9 (У) Дополните предложения

СЛАЙД 8

Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это ___ имена существительные.

Слова, которые называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества подобных – это _____ имена существительные.

Собственные имена существительные пишутся с _____ буквы.

Какие цели мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам их достичь?

Как исправить то, что не получилось? (выучить правило, обратиться за помощью к учителю)

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал …(какие имена называются собственными, а какие - нарицательными)

научился … (писать правильно имена собственные и нарицательные)

могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание: выучить правила на с. 52. 53; упр. 90

Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик.

Личностные УУД : понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД : уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Анализировать свои успехи и неудачи

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ф

Литература

    Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).

    Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1–4) класс – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).

    Русский язык. 2 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М., Просвещение, 2013.

Напишите письмо девочкам и мальчикам из разных школ города, закончив предложения.

Дорогие ___________________________________.

Мы живём в городе ________________________, учимся в школе

______. Наша школа находится на улице ________________________________________. В нашем классе учатся (перечислите имена своих одноклассников) ______________________________________________________________________________________________________________ . Ждём вас в гости и желаем добра.

Космонавты

Совершите космическое путешествие и выпишите названия созвездий и планет с карты звёздного неба.

Планеты:

Созвездия:

В зоопарке

Каждому животному придумайте кличку:

попугай ______________________

медведь ______________________

тигр ______________________

слон ______________________

жираф ______________________

волк _______________________

тюлень _______________________

черепаха _________________________

крокодил _________________________

лиса __________________________

Библиотекари

Разложите книги в алфавитном порядке и запишите фамилии авторов.

_________________________________________________________________________

Путешественники

Найдите на глобусе и запишите имена собственные.

Континенты: ___________________________________________________________________

Океаны: ___________________________________________________________________

Города: ___________________________________________________________________

Реки и моря: ____________________________________________________________________

Сделайте вывод.

попугай

медведь

тигр

слон жираф

Имена существительные собствен

ные и нарицательные

Маша Игорь Шарик Новотроицк Волга дети карандаш петух Рыжик кот Яковлевич

Маршак

Кассиопея

Земля

организатор чтец

докладчик часовой

редактор город

имя река фамилия

созвездие отчество кличка

планета

страна

океан

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

КТО?

ЧТО?

ПРЕДМЕТ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

ОДУШЕВЛЁННОЕ

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

НЕОДУШЕВЛЁННОЕ

СОБСТВЕННОЕ

    - Запишите слова.

    ( Земля, Москва, город, девочка, улица, щенок)

    - Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

    Какие задания можно выполнить с этими словами?

    Определить части речи;

    Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

    Разделить на группы: двухсложные и трёхсложные слова;

    Разделить на группы: пишутся с заглавной и строчной буковой.

    Прочитайте про тёзок отрывок из стихотворения З. Александровой «Восемь Тань».

  1. В первом классе восемь Тань

    Если скажут: «Таня, встань!»

    Это прямо наказанье!

    Встанут сразу восемь Тань.

    На земном шаре (глобус) много стран, но у каждой страны свое название.

    Как называется наша страна? (Россия ) – (снимают, вешают на панно)

    Городов, рек много, но каждый имеет свое собственное название.

    Как называется наш город? (Подольск )

    Приведите примеры собственных имён существительных.

    - Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

    - Какие существительные мы называем нарицательные?

    С какой буквы они пишутся?

    Приведите примеры нарицательных имён существительных.

    - Ктототам выполнял домашнее задание.

    - Правильно ли он выполнил?

    Клавдия петровна

    река ока

    село загорское

    кот Барсик

    1. Задание 4 (З-П) «Подумай» - Выпишите в два столбика имена мальчиков и девочек: Света, Коля, Женя, Петя, Саша, Аня, Гриша, Алла.

      - Какие слова записали в два столбика? (Женя, Саша - могут принадлежать и девочке, и мальчику)

    Назовите пары полное - сокращенное имя.
  1. Саша – Татьяна

    Таня – Александр

    Алексей – Лера

    Валерия – Леша

    Нина

    - Какое слово осталось без пары? Почему? (Нина употребляется в одной форме)

Т, т?

река …игр

полосатый …игр

    Р, р?

    грибок …ыжик

    собака …ыжик

    П, п?

    кот …ушок

    белый …ушок

    С, с?

    щенок …нежок

    первый …нежок

    Л, л?

    цветок …илия

    девочка …илия

Разделы: Русский язык

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Цель: определить уровень усвоения знаний учащихся об имени существительном за курс начальной школы.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном с целью дальнейшего углубленного изучения этой части речи.

коррекционно-развивающие:

  • развивать умение делать выводы при анализе;
  • развивать умение обобщать;
  • развивать умение составлять связный ответ по опорной схеме.
  • коррекционно-воспитательные:

    • воспитание уважительного отношения к отвечающим ученикам;
    • воспитание выдержанности, дисциплинированности при фронтальной работе.

    Оборудование: доска, схема опорного конспекта, раздаточный материал для проверки усвоения знаний, таблицы “Падежи”, “Склонение существительных”.

    Ход урока

    № п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
    I. Оргмомент.
    1. Приветствие учителя. Учащиеся здороваются и садятся.
    2. Сообщение темы и цели урока:

    Сегодня на уроке мы вспомним материал, изученный вами в начальной школе по теме “Имя существительное как часть речи”. Наша задача закрепить умения:

    • определять существительное как часть речи;
    • определить морфологические признаки существительного.
    Учащиеся записывают дату и тему урока.
    II. Фронтальная работа по повторению.

    Цель: организовать работу для активизации опорных знаний.

    1.

    Проверка домашнего задания. Словарно-орфографическая диктовка с последующей самопроверкой.

    Цель: повышение орфографической грамотности учащихся. Учитель контролирует деятельность учащихся по словарно-орфографической работе и оценивает работу.

    Ученик у доски записывает под диктовку учителя словарные слова, выученные дома. Остальные записывают в тетрадь.

    Футбол, хоккей, матч,

    спортсмен, баскетбол,

    вокзал, рюкзак, брошюра,

    жюри, парашют.

    Отвечающий у доски комментирует написанное, остальные проверяют, исправляют, дополняют.

    2.
    • Определите, к какой части речи относятся эти слова?
    Учащиеся задают вопросы к словам.

    Дополнительный вопрос:

    Что поможет определить часть речи данных слов.

    Вывод учителя по работе:

    Это существительные, потому что отвечают на вопрос кто? или что?

    Вопрос.
    Почему вы задали 2 вопроса? (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу) Существительные бывают одушевленные и отвечают на вопрос “Кто?” и неодушевленные и отвечают на вопрос “Что?”.

    Что обозначает существительное?

    Вывод учителя:

    Предметами называются все вещи, растения, явления природы (гром, мороз), люди, животные, насекомые, чувства людей (грусть, скука), т.е. существительными обозначают все что существует.

    Существительное обозначает предмет.

    Задание:

    Назовите по одному существительному по порядку начиная с...

    Учитель предоставляет учащимся опорную схему и делает в ней первую запись. (Приложение 1)

    Учащиеся по очереди называют существительные.
    3. - Имя существительное – самая распространенная часть речи. Вспомните, какие еще признаки кроме одушевленности и неодушевленности, вы знаете.
    Учитель обращает внимание на таблицу (слова, которые помогают определить род) Имена существительные имеют род.
    Учитель записывает на доске. Учащиеся пишут в тетради.
    Задание:

    Прочитайте слова, записанные на доске.

    Скатерть, чайник, кофейник, сахарница, полотенце, ложка, чашка, самовар, яблоко, варенье, масло, хлеб, молоко. Ученик с места читает слова.
    Для чего нам могут пригодиться все эти предметы? Все эти предметы необходимы для чаепития.
    Определите род существительных и запишите их в соответствующие столбцы. Учащиеся записывают существительные, распределяя их по столбцам.
    Проверка работы. Трое учащихся по очереди читают существительные мужского, женского и среднего рода. Остальные проверяют.
    Учитель делает запись в опорной схеме.
    Имена существительные изменяются по числам? Существительные могут быть единственного числа, а могут быть множественного.
    Учитель называет существительное в единственном числе, а учащиеся во множественном:
    Банты
    (Коварное слово, чередование х/ш) Уши

    Физкультминутка

    Учитель читает существительные:

    Игрушка, деревья, дом, ромашки, птица, мальчики, берег, велосипед, лошадь, корабли, костер, уроки, дом.

    Если существительные единственного число, учащиеся поднимают одну руку, если множественного - две руки.

    Вывод учителя:

    Существительные изменяются по числам (учитель делает запись в опорной схеме)

    Имена существительные изменяются по падежам.

    (Не всегда встречаем существительные, которые отвечают на вопросы кто? что? Встречаются: кого? чего? кем? чем? и т.д. - это падежные вопросы.

    Сколько падежей в современном русском языке? В современном русском языке 6 падежей.

    Работа с учебником.

    Прочитайте стр. 36, упражнение 80.

    Учащиеся читают название падежей и падежные вопросы.
    Учитель на доске записывает краткое название падежей, вопросы к ним и слова - подсказки. Учащиеся вслед за учителем делают запись в тетради.

    И.п.: кто? что?

    Р.п.: нет кого? чего?

    Дм.: даю кому? чему?

    В.п.: вижу кого? что?

    Т.п.: творю кем? чем?

    П.п.: думаюо ком? о чем?

    Изменение существительных по падежам называют склонением.
    Просклоняйте существительное ЗЕМЛЯ выделяя окончание.

    Один учащийся у доски склоняет слово ЗЕМЛЯ. Остальные у себя в тетради.

    земля

    земли

    земле

    землю

    землей

    о земле

    Чтобы правильно определить падеж существительного в предложении или в словосочетании надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

    Задание:

    Определите падеж существительных в словосочетаниях.

    Один учащийся работает у доски остальных в тетрадях.
    III. Проверочная работа

    Цель: Проверка усвоения учащимися материала урока.

    Раздаточный материал (Приложение 2). Учащиеся работают в карточках.

    Задание:

    Найдите в тексте существительные, определите их число, род, падеж.

    IV. Заключительный этап урока.
    1. Учитель дает домашнее задание с комментарием: упражнение 81. Ученики записывают домашнее задание в дневник.
    2. Выводы учеников и учителя по итогам урока. Ученики перечисляют с помощью опорного конспекта, что они повторили на уроке.

    Русский язык

    Тема: Три склонения имён существительных.

    Цель урока: а) Дать понятие о трёх типах склонения имён

    Существительных в единственном числе.

    Б) Познакомить с распознаванием типа склонения

    по окончанию и по роду.

    В) Обогащать словарный запас учащихся.

    Г) Научить работать в группе.

    Д) воспитание чувства дружбы и доброты.

    Ход урока.

    1 . Организационный момент.

    У. -Здравствуйте, ребята.

    Д. Долгожданный был звонок-

    Начинается урок.

    Ум и сердце в работу вложи,

    Каждой секундой в труде дорожи.

    У. Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть!

    Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут вам сделать новые открытия. Желаю вам успеха.

    2. Повторение изученного.

    У.Сегодня наша задача найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что мы знаем об имени существительном.

    Что такое имена существительные, и на какие вопросы они отвечают? (ответы учащихся)

    Какие бывают имена существительные ? (существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)

    Как изменяются имена существительные? (по родам, по числам, по падежам)

    У. Теперь посмотрите на доску и читайте.

    (На доске написаны словосочетания)

    Ехали (по) ш.с.е

    Ели з.фир

    Купил п.льто

    Вышел (из) м.тро

    Идти (на) т.ран

    Цвели (на) г.зоне

    У.Что написано на доске?

    Д. На доске написаны словосочетания.

    У. Прочитайте их хором. Запоминайте словосочетания. Через несколько минут я закрою существительные, а вы, ориентируясь на первое слово, напишите словосочетания полностью.(дети пишут на черновиках и проверяют друг друга, потом по одному выходят и пишут на доске словосочетания, проверяют орфограммы, объясняют правописания слов с предлогом и указывают падежи существительных)

    У. На какие две группы можно разделить эти словосочетания по составу?

    Д. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного, а остальные состоят из глагола и существительного с предлогом.

    У. Ещё на какие две группы можно разделить эти словосочетания в зависимости от рода существительных.

    Д . Ехали по шоссе, купил пальто, вышел из метро – существительные среднего рода, а в остальных словосочетаниях мужского рода.

    У. Ещё на какие две группы можно разделить эти словосочетания?

    Д. Шоссе, пальто, метро – несклоняемые, а зефир, таран, газон – склоняемые существительные.

    У. А что такое склонение?

    Д. Изменение имён существительных по падежам – называется склонением.

    У. Просклоняйте слово зефир.(один ученик работает на доске, потом работа проверяется)

    Минутка чистописания

    У. На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже.

    Д. Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, которая стоит в вин.падеже.

    У. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которая стоит в дат. падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?

    Д. Это буква о . Она находится в несклоняемом существительном шоссе , которая стоит в дат. падеже.

    У. Третья буква в несклоняемом существительном, которая стоит в род. падеже , означает парный глухой твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

    Д. Это буква т . Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твёрдый согласный звук [ т ].

    У. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

    Д . аот оат аот оат аот… … … (на доске)

    Я тетрадочку открою

    И наклонно положу

    Я, друзья, от вас не скрою-

    Ручку правильно держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я примусь.

    Словарно-орфографическая работа

    У. Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарным словом. Для этого соедините первые слоги существительных мужского рода, которые находятся в предложном падеже, в винительном падеже без предлога, в винительном падеже с предлогом. Какое это слово?

    Из каких слов вы его составили?

    Д. Это слово газета. Мы его составили из слов на га зоне, зе фир, на та ран.

    У. На доске написано определение понятия газета. Давайте, прочтём его хором.

    Газета- это периодическое издание в виде больших листов, которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.

    У. Какие слова вы не понимаете? (объяснение непонятных слов на татарском языке)

    У. Слово газета – пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение « мелкая монета». Первая газета появилась в 1563 году в итальянском городе Венеции. Тогда газеты были рукописные, продавались только для прочтения. За чтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

    Найдите слово газета в орфографическом словаре. Напишите его в тетради, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную а .

    У. Охарактеризуйте слово газета как часть речи.

    Д. Слово газета- имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, женского рода, в единственном числе.

    У. Это существительное склоняемое или несклоняемое?

    Д. Газета- склоняемое существительное.

    У. Можете ли вы определить, какого именно склонения данное слово?

    Д. Нет, не можем, потому что мы не знаем, какого склонения бывают существительные.

    У. Вы догадались, какая будет тема сегодняшнего урока?

    Д. Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные и как определить склонение существительных.

    Изучение нового материала

    У. Напишем словарный диктант. (Один ученик у доски)

    1.Это культурное учреждение, там берут книги. (Библиотека)

    2. Там растут культурные растения. (Поле)

    3. Человек, который учит детей. (Учитель)

    4. Дуб- это … (Дерево)

    5. Планета, на которой мы живём. (Земля)

    6. Отец моего папы. (Дедушка)

    7. Природная зона, на которой растут тюльпаны. (Степь)

    8. Брат моего отца. (Дядя)

    9. Любимая овощ зайца. (Морковь)

    10. Там растёт много деревьев. (Лес) (Проверка)

    У. Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, -я

    Д. Библиотек а , земл я .

    У. пишет на доске:

    Сущ. ж.р.

    библиотека,

    земля

    У. Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, -я.

    Д. Дедушк а , дяд я .

    У. пишет на доске:

    Сущ. ж.р. Сущ. м.р.

    библиотека дедушка

    земля дядя

    У. Назовите существительные мужского рода с нулевым окончанием.

    Д. Лес, учитель.

    У. пишет на доске:

    Сущ. ж.р. Сущ. м.р . Сущ. м. р.

    библиотека дедушка лес

    земля дядя учитель

    У. Назовите существительные среднего рода и выделите в них окончания.

    Д. Поле, дерево.

    У. пишет на доске:

    Сущ. ж. р. Сущ. м.р. Сущ. м. р . Сущ. с. р .

    библиотека дедушка лес поле

    земля дядя учитель дерево

    У. Определите род и выделите окончания у оставшихся имён существительных.

    Д. Существительные морковь, степь женского рода с мягким знаком на конце.

    (У. пишет на доске)

    У. По каким признакам мы группировали существительные?

    Д. Мы группировали существительные по роду и окончанию .

    У. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1, 2, и 3- го склонения.

    (Учитель завершает запись)

    1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

    Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м. р. Сущ. с. р. Сущ. ж. р.

    библиотека дедушка лес поле морковь

    земля дядя учитель дерево степь

    У. Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1- му склонению?

    Д. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

    У. Какие существительные относятся ко 2- му склонению?

    Д. К 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончаниями среднего рода с окончаниями - о,- е.

    У. Какие существительные относятся ко 3- му склонению?

    Д. . К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

    У. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

    Д. Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание . По роду и окончанию определить склонение.

    У. Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного, надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать его род, выделить окончание.

    По роду и окончанию определить склонение.

    У. Обобщите наши рассуждения по плану:

    Что такое склонение?

    Какие существительные относятся к 1- му склонению?

    Какие существительные относятся ко 2- му склонению?

    Какие существительные относятся к 3- му склонению?

    Как определить склонение существительного?

    У. Устали? Давайте отдохнём. Я буду называть существительные, а вы, определив их род сделаете физические упражнения по рисунку .(карандаш, город, сорока, тетрадь, яблоко, дверь, платок, деревня, мясо, Коля, папа, одеяло) (м.р. -наклон вперёд, ж.р.-приседание, с.р.- наклон назад)

    Закрепление

    У. Теперь, давайте потренируемся. К каждой паре даю слова, ваша задача определить их склонение. (Работа в парах,взаимопроверка)

    У. Открываем учебники. (стр.76-77)Выполняем упражнение 166-ое письменно.(взаимопроверка)

    Молодцы, ребята, я вами очень довольна.

    На доске написано стихотворение, Прочитайте его.

    Ёж.к кругл.. и к.люч..

    Всех к.лол (на) всякий случай,

    Думал: «Буду об.жать,

    Будут бол.ше уважать.»

    Если ты к.люч, как ёж,

    То друзей (с) трудом найдёшь.

    У. -Вставьте пропущенные орфограммы и докажите, почему так пишутся эти слова?

    О ком это стихотворение? О чём он думал? Вы согласны с ним? Хотели бы вы, чтобы у вас был такой «колючий» друг?

    Какой должен быть настоящий друг? (ответы детей)

    У. Дружбой своих одноклассников особенно нужно дорожить и жить под девизом: «Один за всех и все за одного.

    Люди о дружбе придумали очень много песен, поговорок и пословиц. Давайте вспомним пословицы о дружбе .(дети говорят пословицы и поют один куплет песни «Если с другом вышел в путь»)

    Итог урока

    У. Ребята, вам понравился урок?

    Что нового узнали на уроке?

    Что такое склонение?

    Какого склонения бывают имена существительные?

    Какие существительные относятся к 1-му склонению?

    Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

    Какие существительные относятся к 3-му склонению?

    Как определить склонение существительных?

    Д/з: выучить правило на стр.76, написать мини -сочинение о своём друге.


    Тема. "Пунктуация сложных бессоюзных предложений"

    По типу – обобщающий урок, исходя из дидактических целей.

    По форме проведения – традиционный урок.

    Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.

    Задачи урока:

    1.Образовательные: конкретизировать, углубить, обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, исходя из смысловых отношений.

    2.Развивающие: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала; познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию межпредметных связей и поиска знаний.

    3.Воспитательные: воспитать творческий подход к изученной теме.

    4.Коррекционные: скорректировать ЗУН учащихся по изученной теме.

    План урока:

    1.Организационный момент.

    2.Объяснение учащимся целей и задач урока. Беседа.

    3.Объяснение нового домашнего задания.

    4.Анализ изученного по теме. Синтаксический разбор предложения.

    5.Актуализация знаний учащихся по теме.

    6.Закрепление изученного материала. Отработка практических умений и навыков по изучаемой теме.
    А) Преобразование союзных в бессоюзные сложные предложения.
    Б) Объяснительный диктант.
    В) Индивидуальная творческая работа.
    Г) Выборочный диктант.

    7.Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклады учащихся, предварительно подготовленные дома).

    8.Индивидуальная работа с литературным текстом.

    9.Тестирование по изученной теме.

    10.Подведение итога урока.

    11.Выставление оценок.

    Оборудование: литературные тесты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мертвые души»), таблицы-опоры к выборочному диктанту, материалы по тестированию, тетрадь, учебник, классная доска, заранее подготовленная к уроку.

    Формы работы:

    1.фронтальная;

    2.индивидуальная;

    3.в парах;

    4.групповая.

    Методы:

    1.Объяснительно- иллюстративные;

    2.Репродуктивные;

    3.Частично-поисковые;

    4.Исследовательские.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (1 мин.)

    2. Беседа. (2 мин.)

    Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП).

    Эта тема – одна из трудных в курсе 9 класса. И для её успешного усвоения необходимо опираться на знания и навыки, которые получены вами при изучении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

    Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

    Ребята, сегодняшний урок – это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока – обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.

    3. Объяснение нового домашнего задания. (2 мин.)

    Найти и записать 4 пословицы, которые являются СБП, определить в них смысловые отношения между простыми в составе сложного.

    (Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель отмечает отсутствующих).

    4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.)

    Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

    5. Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.)

    Какие предложения называются сложными бессоюзными?

    Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

    Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения? (Примеры из домашнего упражнения).

    6. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)

    1.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.)

    Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).

    Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.

    Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее).

    А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

    Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

    В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

    А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.)

    Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.)

    В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)

    2.Объяснительный диктант (Записываются под диктовку учителя предложения и объясняется постановка знаков препинания).(4 мин.)

    А) По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой.

    Б) Метелица поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок.

    В) Много пчел на желтой акации – жди дождя.

    3.Индивидуальная творческая работа (по вариантам).(4 мин.)

    Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

    1 вариант (для сильных учащихся)

    А) Мы хорошо отдохнули… (следствие).

    Б) Вчера нам сказали… (дополнение).

    В) Здесь нельзя проехать… (причина).

    2 вариант (для слабых учащихся)

    А) Нас охватило чувство страха… (причина)

    Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

    Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.

    4.Выборочный диктант (Контроль проводится путем взаимопроверки). (4 мин.)

    Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
    (У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

    1.Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

    2.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

    3.Я подошел к окну: ночью снег запорошил весь сад.

    4.Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

    5.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

    6.Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

    7.Спать долго – жить с долгом.

    8.Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

    Ответы:

    7. Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклад учащегося). (5 мин.)

    Ребята, как вы думаете, СБП чаще используются в устной или письменной речи? (Письменной). Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Какой вы сделали вывод? Какие знаки препинания в этих предложениях чаще всего ставили писатели 19 века?

    Доклад учащегося: Проанализировав примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой.

    Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.

    Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».

    Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?

    (Современная литература стала более рациональной, так как нынешнее поколение меньше уделяет внимание правильному выражению своих мыслей и чувств, эмоций, следовательно, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания – это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств).

    8. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.)

    Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин».

    Результаты самостоятельных наблюдений учащихся:

    В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных.

    В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные.
    Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

    9. Контрольное тестирование. (4 мин.)

    Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование.

    В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом – тире.

    1 вариант

    1.Земля прожить без нас сумеет мы оскудеем без нее.

    2.Ноги вязли по щиколотку идти было трудно.

    5.Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

    6.Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, накрапывал дождь.

    7.Тренер волновался спортсмен делал ошибки.

    Ответы:

    10. Подведение итога урока. (2 мин.)

    Что мы сегодня вспомнили на уроке?

    Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

    Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
    1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
    2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

    11. Выставление оценок. (2 мин.)