Восьмеричный путь освобождения от страданий. Восьмеричный Благородный Путь

Благородный Восьмеричный Путь (также известный как «Срединный Путь») - это одна из основ учения Будды. Он описывал его как путь, ведущий к прекращению страданий (дуккха) и к достижению просветлеия . Этот путь нужен для развития прозрения в истинную природу всех вещей (в реальность) и для уничтожения жажды, злобы и невежества - то есть так называемых «трёх корней порока», которые присутствуют в уме каждого непросветлённого существа. Благородный Восьмеричный Путь - это четвёртая из Четырёх Благородных Истин Будды, и в то же самое время, первый элемент этого Пути - это понимание всех четырёх Благородных Истин.

Все элементы Пути начинаются со слова «правильный», которое на языке пали заучит как «самма». Для большей точности, собранности и связанности можно также отметить, что это слово означает «идеальный» или «совершенный».

В буддийской символике Благородный Восьмеричный Путь обычно представляют в виде «колеса Дхаммы», в котором восемь спиц означают восемь элементов пути. Согласно текстам древних сутт Палийского Канона, Благородный Восьмеричный Путь был заново открыт Буддой Готамой в его поисках просветления.

Тексты описывают древний путь, по которому шли и который практиковали все предыдущие будды. Говорится, что Благородный Восьмеричный Путь ведёт практикующего к само-пробуждению и освобождению. Будда научил этому пути и своих учеников, чтобы они также могли пройти по нему.

«Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён. И что это за древний путь, древняя дорога, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён? Это этот благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение… Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения и смерти, прямое знание возникновения старения и смерти, прямое знание прекращения старения и смерти, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти… Зная это напрямую, я раскрыл это монахам, монахиням, мирянам и мирянкам…» (Нагара сутта)

Ниже будет представлено описатие Четырех Благородных Истин из лекции дост. Бхиккху Бодхи "Некоторые основные принципы буддизма".

Введение

Из-за того, что страдания происходят от желаний, цель, которую преследует путь буддиста – уничтожение желаний. Это не навязанный, аскетический образ жизни с лишениями и самоуничижением, а основательная, здоровая дисциплина, которая постепенно преобразует поведение, отношения и понимание человека, вкратце, субъективные качества всей жизни человека, в «арий» - благородное и святое человеческое существо. Будда называет Благородный Восьмеричный Путь «серединным путем», потому что он избегает резких крайностей чувственного потворства своим желаниям и аскетического самоуничижения.

Однако, этот путь не простой компромисс между двумя этими крайностями, а воистину мудрая дисциплина личного преобразования, сочетающего высокую моральную нравственность со строгой тренировкой ума и основательным взглядом на истинную причину существования. Будда считает его хорошим путем, потому что он чист и здрав, как в начале, так и в середине и конце. Это также и счастливый путь, так как чем дальше по нему продвигаешься, тем больше счастья, радости и умиротворенности испытываешь.

Как было сказано ранее, целью пути является устранение желаний. Кажется, это может представлять серьезную проблему, ибо желания так глубоко засели в нашем мозгу, что от них нельзя избавиться просто с помощью воли. Однако Будда открыл, что желания, как сильны бы они ни были, обусловлены, они зависят от условностей, подпитываются ими, и главным условием, от которого они зависят, является неведение («авиджа»). Неведение – не просто отсутствие знания о чем-либо. Это скорее внутренняя привязанность к вещам, таковым является предрасположенность видеть вещи искаженными, воспринимать и толковать наш опыт сквозь искажающую призму желаний и эгоцентрической точки зрения. Чтобы устранить неведение, мы должны набраться знания или мудрости («гнана», «панна»); не просто концептуальное знание, не собрание фактической информации, а прямое видение, которое проникает за внешнюю сторону вещей и видит их в истинном свете.

Благородный Восьмеричный Путь Будды и есть стратегия получения этого видения. В его первой проповеди он описывает путь как «ведущий к видению, к знанию». Восемь ступеней, составляющих его, являются не просто шагами, которые надо сделать один за другим, скорее они являются элементами единого цельного пути. Хотя сначала они и правда представляют собой некую последовательность, но как только практика достигнет высокого уровня, восемь факторов начинают действовать одновременно, каждый по-своему влияя на общую эффективность пути.

Откровенно говоря, для рассмотрения Благородного Восьмеричного пути требуется, по крайней мере, целая лекция. Но я должен быть краток и могу только схематично очертить, что включает в себя путь.

Мудрость

Правильный взгляд

Первый фактор пути – правильный взгляд («самма диттхи») или правильное понимание. Будда помещает этот фактор в начало пути, потому что для того, чтобы начать практику Дхаммы, мы должны начать с четкого концептуального понимания того, где мы находимся и куда стремимся. Это как путешествие из одного города в другой. Если вы хотите поехать из Хайдерабада в Мадрас, вы должны знать, в какой стороне находится Мадрас, и какие дороги к нему ведут. Если же вы просто сядете в машину и поедете в любом направлении, очень сомнительно, что приедете куда надо. Вероятнее всего, вы просто заблудитесь.

Вот почему великий путь к просветлению следует начать с правильного взгляда. Правильный взгляд имеет два уровня, оба из которых необходимы для того, чтобы пройти по пути Будды до конца. Первый – более низкий уровень правильного взгляда – понимание кармы и ее последствий. Это означает, что мы осознаем ответственность за наши умышленные действия, что благие и дурные поступки имеют последствия, соответствующие этической природе этих поступков, что наша жизнь не оканчивается смертью, а продолжается в других формах, в которых мы пожинаем плоды наших хороших и плохих поступков. Это означает принятие объективности моральных разграничений, между полезным и вредным, согласие с тем, что поступки могут быть рассмотрены в отношении морали, осознание того, что они могут приносить результаты. Наиглавнейшие соотношения, установленные учением о карме – благие поступки приносят счастье и хорошее перерождение, а дурные – страдание и плохое перерождение.

Высший уровень правильного взгляда – понимание самих Четырех Благородных Истин. Это позволяет нам видеть свою экзистенциалистскую ситуацию такой, какая она есть, признавать, что мы страдаем из-за собственных желаний, видеть, что для обретения свободы надо уничтожить желания с помощью Восьмеричного пути. Этот высший уровень правильного взгляда возникает как простое концептуальное понимание истин, но с практикой и ростом внутреннего зрения превращается в опытное видение истин.

Правильное стремление

Правильный взгляд естественным образом ведет ко второму фактору пути – правильному стремлению или правильной цели («самма санкаппа»). Когда мы правильно осознаем свое существование, это понимание определяет нашу жизненную волю, и мы изменяем свои мотивы и цели.

Будда упоминает три типа мотивации, составляющие правильное стремление:

  1. стремление к отречению, желание обрести свободу от чувственный и эгоистических желаний;
  2. стремление к благожелательности, желание счастья и добра другим живым существам;
  3. стремление не приносить вред, сострадание другим существам, чтобы те тоже были свободны от боли и страданий, стремление жить жизнью, не приносящей вред любым живым существам.

Эти два фактора – правильный взгляд и правильное стремление являются предвестниками дисциплины, ибо они указывают направление, в котором последуют другие факторы. Следующие три фактора рассматриваются в схеме, потому что они все связаны с моралью («сила») и правильным поведением.

Нравственность

Правильная речь

Третий фактор – правильная речь , имеет четыре компонента, каждый из которых обладает как отрицательной, так и положительной стороной:

  1. воздержание от лжи, и наоборот – говорение правды;
  2. воздержание от скверной речи, и произнесение слов, создающих гармонию;
  3. воздержание от грубой ругани, и соблюдение мягкости речи;
  4. воздержание от праздной болтовни, и соблюдение полезного общения по необходимому поводу.

Правильное действие

Четвертый фактор – правильное действие («самма камманта»), имеющий три составляющих:

  1. воздержание от убийства, и совершение поступков со состраданием и нежностью;
  2. воздержание от воровства, соблюдение честности;
  3. воздержание от супружеской измены, что для холостяка должно означать уважение семейных устоев других, а для монаха или монахини – соблюдение полного безбрачия.

Правильный образ жизни

Пятый фактор – правильный образ жизни , который Будда объясняет как зарабатывание на жизнь честным и праведным занятием, которое не приносит вред другим.

Будда называет пять профессий, которые преданный последователь должен избегать: торговля оружием, живыми существами (рабство), мясом, опьяняющими веществами и ядами.

Сосредоточение

Последние три фактора Пути также выступают в группе, ибо они разделяют единую цель: очищение разума и обретение концентрации («самадхи»). Будда уделяет особое внимание концентрации, так как для того, чтобы видеть вещи в их истинном свете, ум должен быть собран и сосредоточен на предмете наблюдения. Если ум нестабилен, теряет концентрацию, управляется импульсивными желаниями и пустыми мыслями, истинный проникающий внутренний взгляд невозможен. Таким образом, мы подходим к ступени медитативной тренировки, направленной на сосредоточении рассеянных органов восприятия, и делающей ум мощным инструментом наблюдения и осознания.

Правильное усилие

Шестой фактор – правильное усилие («самма ваяма»), непрерывное желание устранить такие неблагоприятные состояния, мешающие концентрации, как вожделение, злость, вялость, волнение и растерянность. Соответствующим положительному усилию является стремление развивать и совершенствовать такие полезные качества, ведущие к ясности ума и самообладанию, как настороженность, энергичность, радость, спокойствие и невозмутимость.

Правильное памятование

Седьмой фактор – правильное памятование («самма сати») означает бдительность или четкое внимание, направленное на предметы размышления. Будда сгруппировал предметы размышления в систему, известную как четыре основы памятования: тело, чувства, мысли и понятия.

Правильная концентрация

Правильное усилие и правильное памятование вместе дают восьмой фактор – правильную концентрацию («самма самадхи»). Тексты определяют правильную концентрацию как четыре этапа «дхяны», глубокой медитативной погруженности, ведущей к сосредоточенности ума и полной невозмутимости.

Заключение

Было бы неверным предположить, что правильная концентрация означает конец пути буддиста. Правильная концентрация – всего лишь последний фактор для достижения совершенства, а не конечная цель. Когда концентрация успешно стабилизирована, надо одновременно использовать все восемь факторов пути, чтобы образовывалась мудрость («панна»).

Мудрость – прямой взгляд на истинное лицо вещей, а вещи, на которые надо применить этот взгляд – тело и ум, являющиеся «пятью совокупностями, предрасположенными к привязанности». То, что человек должен увидеть с помощью этого взгляда, является истинной характеристикой пяти совокупностей, которые Будда подытожил в «трех характеристиках существования»: непостоянство, страдание и отсутствие «Я» («аничча», «дуккха», «анатта»). Все пять совокупностей, представляющих наше существование, непостоянны, изменчивы, возникают и исчезают в любой момент; все они переполнены страданиями; и ни одно не может быть принято за постоянное «Я», все они «не я, не моя сущность».

Благодаря тому, что проницательность глубже проникает в пять совокупностей, она открывает путь к более основательным уровням понимания. Это понимание отображается в четком видении Четырех Благородных Истин с их глубоким и полным осмыслением. Это есть то высшее знание, которое уничтожает недостатки ума – неведение, привязанность и ошибочные взгляды – и ведет к его полнейшему освобождению. Эта свобода ума, совместный плод концентрации и мудрости – высшая цель учения Будды, которую надо воплотить, находясь здесь и сейчас с помощью постепенной практики, постепенного прогресса, постепенных достижений.

Благородный Восьмеричный Путь, который я только что очертил – прямая дорога к высшей цели буддизма, обретению Ниббаны, полному освобождению от страдания. Однако, Будда был значительнее, чем просто лидер маленькой группы отрекшихся от мира аскетов, ищущих высшую цель с помощью самого быстрого и прямого пути. Он был мировым учителем. Тексты говорят, что он появился в миру, «чтобы принести благо и счастье многим существам, ради состадания к миру». Таким образом, его учение включает в себя не только путь к духовному просветлению, предназначенный для монахов и монахинь, но также и моральный кодекс, воодушевляющий и направляющий людей, живущих в этом мире. Оно также включает в себя всестороннюю программу общественной этики, широко применимой в семейной жизни, межличностных отношениях, экономике и политике.

Восьмеричный путь (astàngikamarga на санскрите) - это одна из главных основ учения Просветленный провозгласил его уже в первой проповеди о Колесе Закона, объясняющей путь к прекращению страданий и к самопробуждению. Этот путь еще называют благородным, но также срединным, так как он лежит посередине между двумя крайними буддистскими доктринами по отношению к страстям, терзающим душу и приводящим к страданию: полное потакание им и крайний аскетизм, ведущий к самоистязанию и умерщвлению плоти.

Путь, который провозгласил Будда Гаутама, состоит в последовательном отходе от «трех корней порока» (злобы, невежества и жажды) и постепенном приближении к прозрению в истинную реальность всех вещей и, таким образом, к освобождению и просветлению, то есть истинному Спасению.

В буддийской символике восьмеричный путь часто изображают в виде колеса с восьмью спицами, каждая из которых означает один из его элементов. В то же время этот путь - последняя из четырех истин, называемых благородными.

Что же означают эти восемь спиц-элементов, благодаря которым путь, провозглашенный Буддой, называется восьмеричным?

Это, во-первых, правильные взгляды, то есть знание четырех благородных истин.

Во-вторых, правильные намерения, то есть истинное желание им следовать.

Можно разделить восьмеричный путь на три основные составляющие, которые ступенями ведут человеческое существо к спасению: культура поведения, культура медитации и культура мудрости.

Включает в себя правильные мысли, слова и действия. Они составляют основные для верующих - некий аналог христианского декалога: не убивай, не бери того, что не твое, не говори ложь, не прелюбодействуй, не «опьяняйся» гордыней, а также содержит перечисление истинных добродетелей: щедрости, смирения, благонравия, очищения и других.

Если следовать только правильной культуре поведения, это приведет лишь к временному облегчению кармы, но не освободит от сансары (круговорота перерождений).

Культура медитации включает в себя верное осознавание мира и себя, полную концентрацию мыслей. По сути, это система специальных упражнений, с помощью которой можно достичь внутреннего умиротворения, отстраниться от суеты мира и обуздать свои страсти.

Но без культуры поведения и культуры мудрости культура медитации превратится всего лишь в гимнастику, способную разве что улучшить самочувствие тела.

Культура мудрости - это правильные взгляды и намерения, знание про благородные истины буддизма.

Но, как говорится, дорогу осилит идущий, а потому просто правильных знаний недостаточно, чтобы оказаться в конце пути Спасения. Разорвать цепь сансары и достичь нирваны, то есть полного освобождения от сансары и истинного просветления, можно лишь тогда, когда в полном объеме следуешь всем элементам восьмеричного пути. Пройдя по этому древнему пути, который не зря еще носит название «истинный путь», можно самим, без посторонней помощи, достичь Просветления и стать буддой.

Вот как описывает этот путь Спасения - восьмеричный путь - сам Будда Гаутама: «И увидел я древний путь, по которому шли истинно самопробужденные древних времен… И когда я шел этой дорогой, я постиг истинное знание старения и смерти (то есть страданий), истинное знание происхождения старения и смерти (то есть желания), истинное знание о прекращении старения и смерти (то есть отказ от желаний) и истинное знание пути, который ведет к прекращению старения и смерти (то есть путь следования к нирване)… Получив это я раскрыл его и показал этот путь монахам, монахиням и светским людям…».

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, - влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный. Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным - путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване! Каков же тот средний путь, о монахи, - путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване? Истинно! То восьмеричный Благородный путь: Правильное воззрение, правильное намерение, совершенная речь, правильное поведение, совершенный образ жизни, правильное усердие [или усилие], правильное памятование [или созерцание], правильное сосредоточение . Вот, о братья, тот средний путь, далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, - тот путь, что отверзает очи и просветляет разум, что ведет к душевному миру, возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване.

Источник: Дхаммачакка-Паваттана-Сутта(Сутра Запуска Колеса Дхармы) -

Русский Пали Санскрит Китайский Японский Тайский Тибетский
Мудрость Paññā Prajñā
I Правильное воззрение sammā-diṭṭhi samyag dṛṣṭi 正見 正見, сё: кэн สัมมาทิฏฐิ yang dag pa’i lta ba
II Правильное намерение sammā-saṅkappa samyak saṃkalpa 正思惟 正思惟, сё: сиюи สัมมาสังกัปปะ yang dag pa’i rtog pa
Нравственность Sīla Śīla
III Совершенная речь sammā-vācā samyag vāc 正言 正語, сё: го สัมมาวาจา yang dag pa’i ngak
IV Совершенное поведение sammā-kammanta samyak karmānta 正業 正業, сё: го: สัมมากัมมันตะ yang dag pa’i las kyi mtha"
V Совершенный образ жизни sammā-ājīva samyag ājīva 正命 正命, сё: мё: สัมมาอาชีวะ yang dag pa’i "tsho ba
Духовная дисциплина Samadhi Samadhi
VI Правильное усилие sammā-vāyāma samyag vyāyāma 正精進 正精進, сё: сё: дзин สัมมาวายามะ yang dag pa’i rtsol ba
VII Правильное памятование sammā-sati samyak smṛti 正念 正念, сё: нэн สัมมาสติ yang dag pa’i dran pa
VIII Правильное сосредоточение sammā-samādhi samyak samādhi 正定 正定, сё: дзё สัมมาสมาธิ yang dag pa’i ting nge "dzin

Cмысл каждого пункта Восьмиричного Благородного Пути

I. А что такое правильное воззрение? Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания : вот что называется правильным воззрением

< ... >

II. А что такое правильное намерение? Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильным намерением.

< ... >

III. А что такое совершенная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется совершенной речью.

< ... >

IV. А что такое правильное поведение? Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильное поведение.

< ... >

V. А что такое совершенный образ жизни? При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется совершенным образом жизни.

< ... >

VI. А что такое правильное усилие? При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще не возникших неумелых способов поведения (акусала-дхамма) ... ради устранения уже возникших неумелых способов поведения... ради развития еще не возникших умелых способов поведения (кусала-дхамма) ... ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых способов поведения.

< ... >

VII. А что такое правильное памятование? При этом монах живет, отслеживая тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе: вот что называется правильным памятованием

< ... >

IIX. А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане : восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара). С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам). С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает". С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

Источник: ДН.22: Махасатипаттхана сутта (Великая Сутта об основах памятования) -

Доктрина о Срединном Пути как отдельная от Восьмеричного

Если кто-то видит «пустоту» и не видит не-«пустоту», то нельзя сказать, что это - Срединный Путь. Также нет и речи о Срединном Пути, если видят «не-я» всех вещей и не видят их «я». Срединный Путь - это и есть Природа Будды . Поэтому Природа Будды вечна и в ней нет изменений. Все омраченные неведением, существа не могут видеть. Шраваки и пратьекабудды видят «пустоту» всех вещей. Но они не видят не-«пустоту». Или же они видят «не-я» всех вещей, но не видят их «я». Поэтому они не могут достичь «пустоты» первого значения. Не достигнув «пустоты» первого значения, они не следуют Срединному Пути. А если нет Срединного Пути, то нет и видения природы будды . О добрый сын! Есть три видения Срединного Пути. Первое заключается в деянии, которое только радостно; второе - в деянии, которое только печально; третье - в печально-радостном деянии. "Только радостное деяние" присуще так называемому бодхисаттве-махасаттве , который, жалея всех существ, живет в аду Авичи и, несмотря на это, воспринимает все с радостью, как если бы находился на третьем небе дхьяны.Когда говорят «только печальное деяние», это относится ко всем простым смертным. "Печально-радостное деяние" присуще шравакам и пратьекабуддам. Шраваки и пратьекабудды испытывают и печаль, и радость - и обретают сознание Срединного Пути. Поэтому, хотя и обладаешь природой будды , не можешь, как следует, увидеть ее. Добрый сын! Вот ты сказал, что говорят: Природа Будды . О добрый сын! Природа Будды является семенем Срединного Пути непревзойденного бодхи всех будд. И еще, добрый сын! Есть три вида Пути: низший, высший и срединный. На низшем - говорят о не-вечности Брахмы, который преходящее ошибочно принимает за вечное. На высшем - говорят о том, что рождения и смерти, которые воспринимаются людьми как вечные, на самом деле являются преходящими. Вечны Три Сокровища, которые по ошибке видятся невечными. Почему этот Путь называется высшим? Потому что на таком Пути обретается непревзойденное бодхи.

Срединный Путь - это «пустота» самого первого значения. На нем не-вечность и видна как не-вечность, а вечность - как вечность. «Пустота» самого первого значения не относится к низшему. Почему? Поскольку она - то, чего нет у всех простых смертных. Не называют ее и «высшим». Почему? Потому что она - высшее. Путь всех будд и бодхисаттв не высок, не низок. Его называют Срединным Путем. И еще, о добрый сын! Изначальная обитель жизни и смерти бывает двух видов. Первый - это «неведение», второй - прилипание к тому, что существует. Между ними - горести рождений, старости, болезней и смертей. Это называется Срединный Путь. Этот Срединный Путь воистину сокрушает рождение и смерть. Потому-то он и называется Срединный. Потому-то учение Срединного Пути и называется природой будды . Таким образом, природа будды вечна, блаженна, обладает атманом и чиста. Ни одно существо не может увидеть ее. Поэтому нет ни вечности, ни блаженства, ни атмана, ни чистоты. Природа Будды не является не-вечной, не-блаженной, анатманной и не-чистой.

Известно, что Будда покинул дворец, оставив семью и всю жизнь за стенами дворца, отправился в путь за поисками истины. После длительных и тщетных поисков и практик включающих в себя крайний аскетизм, Будда не зная что предпринять признал, что потерпел поражение. Тогда он вошёл в реку и омылся, затем приняв молочную кашу с рук девушки плотно поел, после чего сел у реки в полном расслаблении. Тут мимо проплывала лодка, в ней один музыкант учил играть на гитаре своего ученика: «Если ты недотянешь струну - не будет звучать, а если ты перетянешь струну - она лопнет. Во всем нужна мера»

Услышав это Будда просветлел, осознав, что когда он был принцем во дворце, то струна была не натянута, вокруг было много искушений. А когда он в поисках истины стал истязать себя его струна духовности была перетянута и тело от этого увядало. И вот только когда он расслабился и принял срединное состояние исключая искушения удовольствий и аскетизм с самоистязаниями - просветление произошло само собой. Таким образом появился Срединный путь Будды.

Срединный путь, исключающий страдания и удовольствия можно отметить так: не стоит погружаться в страдания, но и не стоит искать одних наслаждений. Такой путь баланса страданий и радостей - наилучший образ жизни для человека, желающего стать счастливым.

Этот Срединный Путь обычно называют Благородным Восьмеричным Путём, поскольку он состоит из восьми составляющих:

  1. Правильное Понимание (Самма диттхи),
  2. Правильная Мысль (Самма санкаппа),
  3. Правильная Речь (Самма вача),
  4. Правильное Действие (Самма камманта),
  5. Правильный Образ Жизни (Самма аджива),
  6. Правильное Усилие (Самма ваяма),
  7. Правильная Внимательность (Самма сати),
  8. Правильное Сосредоточение (Самма самадхи).

«Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах. Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности»

Основой всего учения Будды, посвятившему ему 45 лет своей жизни, является этот Путь. Он объяснял его разными способами и различными словами разным людям, согласно степени их развития, и их способности понять его и следовать. Суть тех многих тысяч проповедей, рассыпанных в Буддийских Писаниях, лежит в Благородном Восьмеричном Пути.

Только не следует воспринимать этот путь линейно, будто практиковать эти восемь ступеней необходимо одно за другим по порядку. Этот путь ведёт к развитию по спирали. Все образующие разделы значимы на протяжении всего Пути и практикуются постоянно. По мере продвижения образуются взаимосвязанности между составляющими этого Пути. Так, например, согласно «правильному намерению» выделяется время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации). По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) вы убеждаетесь в правильности Учения Будды (правильного воззрения) и практикуете медитацию (правильное сосредоточение) уже и в повседневности (правильное поведение).

Эти восемь направлены на совершенствование в трёх основных составляющих: Мудрость, Нравственность и Духовная дисциплина .

Мудрость

Правильное воззрение

Правильное воззрение изначально подразумевает познание четырёх благородных истин, после чего адепту предстоит постичь другие основы учения, их нужно «пережить внутри» для реализации побуждений своего поведения.

Правильное намерение

От адепта требуется утвердиться в упорной решимости идти буддистским путём, который приведёт его к свободе и блаженству. Следуя по этому пути взращивать внутри благожелательность и дружелюбие, проявляя активный интерес к окружающему миру.

Нравственность

Правильная речь

Правильная речь вмещает в себя отказ от вранья, непристойных и циничных слов, нескромного и глупого поведения, распространения лжи и приводящих к раздорам слухов. Согласно Махасатипаттхана сутре, правильная речь значит:

В некоторых сутрах объясняется гораздо подробней.

Правильное поведение

Для последователя буддизма крайне важно отстраниться от убийства, лиходейства и порочного поведения. От мирских требуется соблюдение пяти заповедей: не убить, не украсть, не лгать и воздержаться от сладострастия и одурманивания. Придерживаясь их человек достигнет гармонии на разнообразных уровнях – социальных, психологических и кармических. Практикуя в нравственной дисциплине человек закладывает фундамент для практик дальнейших степеней, в созерцании и мудрости. При дальнейшем продвижении нравственные табу, необходимые для обуздания развращенных деяний в начале пути, перерастают в необходимость считаться с чвствами и переживаниями окружающих живых существ.

Хоть эта степень связана с физической деятельностью, но расценивается с этической стороны жизни. Согласно Махасатипаттхана сутре, она охватывает три аспекта:

Подробнее объясняется в других сутрах.

Правильный образ жизни

Изначально это означает воздержание от профессиональной деятельности, приносящей мучения живым сущностям. Трудовая деятельность захватывает большую часть времени, поэтому чтобы обрести мир внутри нужно иметь заработок согласующийся с буддистскими ценностями. Требуется отказ от работы в сферах:

Правильный образ жизни охватывает воздержание от излишнего и роскоши, только таким образом есть возможность избежать зависти и страстей, и последующих страданий.

Духовная дисциплина

Следующие степени практикуются монахами в своих психологических практиках.

Правильное усердие (усилие)

Правильное усердие заключается в устремлении сфокусировать силы и осуществить состояния, содействующие пробуждению: самоосознание, усилие, концентрация, различение дхарм* , радость, умиротворение.

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST) - индийский философский и религиозный термин, в одном из аспектов - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). В другом аспекте, под «дхармой» подразумевают неделимые единицы бытия (например, в буддизме). Также, в зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.Wikipedia

В Саччавибханга и Вибханга суттах буддийского палийского канона оно объясняется следующим образом:

И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи, Монах порождает желание к не-возникновению, не возникших, плохих, не благих состояний (ума). Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, не благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он порождает желание к возникновению не возникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием.

Правильное внимание

Правильное внимание (смрити) заключается в осознании собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов с задачей достичь «непрерывной осознанности». Применяя объективный взгляд на мир, без личных оценок. Путём успокоения сознания и отстранения от страстей и душевных волнений, а также созерцания с целью укрепления позитивных и исключения негативных состояний сознания.

Практики Будды слагается с того, что Будда не стремился задавить в себе разные образы, чувства и мысли, а «просто сидел, наблюдая за своими чувствами и мыслями, за тем, как они возникают и складываются в случайные узоры». Вследствии этого он постепенно увидел себя как «скопление физических и психических состояний», непостоянных и взаимозависимых друг от друга; увидел, что причиной физического состояния является действие желания, а желание является поверхностным слоем «эго», являющимся «представлением о собственном „я“».

Более пристально изучив «эго», Будда узрел его как последствия кармы, наблюдая действие как последствия из прошлого. Созерцая этот поток, тянущийся из прошлого, Будда понял, что один поток даёт начало другому, и так без конца. Узрев всю цепь причин целиком, Будда пришёл к осознанию того, что страдания и волнения происходят из-за желания исходящими от «эго» и прекратить это можно только разрушив иллюзии эгоизма.

Правильное сосредоточение

Правильное сосредоточение заключается в глубокой медитации или дхьяне *, а также улучшения концентрации и подводит к постижению максимальной созерцательности или достижению самадхи *, так до полной свободы.

На этом этапе выстраивается основное учение школы дзен.

Дхья́на (санскр. ध्यान, dhyāna IAST, «созерцание», «видение умом», «интуитивное видение», «медитация», «сосредоточение», «размышление») - созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.Wikipedia

Сама́дхи (санскр. समाधि, samādhi IAST, «целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность; совершенство») - в индуистской и буддийской медитативных практиках - состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма, с космическим абсолютом, как макрокосмом. Самадхи - последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване..Wikipedia

Дыхательные практики

Практики, связанные с дыханием, когда адепт полностью поглощён в этом действии, задействует вроде бы тело, но используются для осознания. Существует и другие способы для эволюции внимательности к своему телу – как методов созерцания.

Важно не разделять чувства на благоприятные, и совсем наоборот, а также неопределённые, - это надо объективно смотреть на все виды в отношении чувств. Взглянуть корыстолюбив ли, может испытывает ненависть к чему-либо, омрачён или в радости, рассеянный либо предельно внимателен, и т.д. Необходимо при этом чётко осознавать все движения сознания, от чего происходят и как уходят.

Похожие материалы:

Благородный восьмеричный путь представляет собой буддийскую мораль и предполагает для достижения освобождения следовать следующим правилам: 1) правильное воззрение - знание четырех благородных истин; 2) правильное намерение - отказ от мира, ненасилие и не причинение вреда; 3) правильная речь - воздержание от лжи, сквернословия, грубости, скабрезностей, глупостей; 4) правильное действие - воздержание от воровства, убийства и другого недолжного поступка; 5) правильный образ жизни - праведное поведение в соответствии с пятью моральными принципами: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя; 6) правильное усилие - состоит из четырех фаз: усилие к уничтожению зла, уже возникшего в нашем разуме; усилие в предотвращении зла, которое еще не возникло; усилие к созиданию блага, которое еще не возникло; усилие к развитию блага уже возникшего; 7) правильное самообладание - постоянное самоосознание и самонаблюдение, интроспекция (даже во сне); 8) правильная концентрация - специальная практика медитации, направленная на достижение освобождения, посредством устранения противопоставления субъекта объекту, или, точнее, создания такого понятийного разграничения.

Как видим, важным для искоренения авидьи и достижения освобождения является соблюдение моральных заповедей. Но моральные заповеди никем не установлены сверху, они не противостоят истинной человеческой природе.

«Моральное» поведение возникает естественно, по мере устранения авидьи, иллюзии собственного «я». Как говорил Николай Рерих: «Нет зла, есть лишь несовершенство».

Отделяя себя от мира, мы отделяем себя и от других людей. Возникают противоположности «я» и «он», «мы» и «они». Жажда жизни, ведет к борьбе за жизнь, в которой другие существа часто рассматриваются (сознательно или подсознательно) как средства нашего удовлетворения или как конкуренты. Даже «добрые» поступки часто совершаются с подспудным намерением получить за них награду.

Когда исчезает неведение, исчезает «я» и «другой». Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему в буддийской практике центральная роль в достижении освобождения отводится медитации. В общих чертах, медитация - психическая техника, состоящая в сосредоточении сознания на собственном внутреннем мире, проникновение в глубины собственного «я», чтобы достигнув «дна» увидеть иллюзорность «самости», ощутить себя единым с миром, прозреть. Медитация предполагает не только регулярные «погружения» во внутренний мир, но и постоянное наблюдение за собой, постоянный анализ своих мыслей, впечатлений и действий в повседневной жизни, с одновременным памятованием о непостоянстве, иллюзорности (пустотности) окружающего мира и собственного «я», скрывающего истинную реальность. Но не надо забывать, что Будда говорил, что для достижения освобождения одной медитации без морального поведения недостаточно, также как недостаточно для этого одного морального поведения без медитации.

Упор на центральной роли медитации в буддийской практике давал оппонентам повод для упреков буддистов в своего рода аморализме. Тем более что в некоторых источниках утверждалось: архат - буддийский святой, искоренивший в себе все несовершенства человеческой натуры и достигший высшей цели - нирваны, может совершать любые преступления и при этом не оскверняться, поскольку они не будут иметь для него кармических последствий (т.к. цепь причин и следствий разорвана). Подобный взгляд дает основание некоторым школам отказываться от широко известного принципа «не насилия» (ахинсы). Так один из последователей японской буддийской школы Нитирен говорил: «Недостаточно только воздерживаться от совершения зла, зло должно быть побеждено, а зловредные существа - уничтожены».

Можно сказать, что архат (тот, кто достиг освобождения - Нирваны) находится по ту сторону добра и зла, но не потому, что он аморален, а, напротив, потому, что достиг высшего морального совершенства, при котором все его мысли, речи и поступки являются благими уже чисто автоматически, без каких-либо намерений с его стороны. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». На этом принципе и строится положение, что в действительности важно не «творить», но «быть».

«Солнце не работает. Оно не думает: «Я озарю своими лучами именно того человека, дабы согреть его; я пошлю их именно на то поле, дабы вырос ячмень; именно на ту страну, дабы ее жители могли насладиться светом». Просто потому что оно - Солнце, его сущность - давать тепло и свет, и оно освещает, согревает и дарует жизнь всему сущему».

Также и архат действует не произвольно, а исходя из «высшей необходимости», которую человеку, погрязшему в неведении, не дано понять. У архата не возникает мысли «я делаю то-то» или «я не делаю того-то», все его действия как и он сам вплетены в общий поток мироздания и не отличны от него.

В буддизме нравственные поступки индивида в конечном итоге оцениваются не столько с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, сколько с позиций «омраченности» или «неомраченности» сознания. Дурные деяния осуждаются постольку, поскольку они порождают новые желания и страсти, укрепляют человека в его самомнении и самоутверждении. Что касается хороших поступков, то они становятся таковыми, если «ведут к подчинению страстей и желаний и к искоренению иллюзий».

«Если я и мой ближний в равной мере ненавидим страх и страдание, то в чем же мое превосходство, чтобы искать для себя защиты, а не для другого?» Какие бы поступки не совершал архат, пусть они кажутся «нравственными» или «безнравственными», все они направлены на «общее благо», так как просветленный преодолел ограниченность собственного «я» и не отделяет себя от мира и других людей. Конечно, такая позиция опасна, так как несведущие люди поймут ее как вседозволенность и т.п. Поэтому она не упоминается в популярном буддизме, где главным для человека считается выполнение моральных заповедей, с тем чтобы «накопить» благие заслуги, «создать» себе «хорошую» карму, чтобы после смерти воплотиться в буддийском раю, или переродиться на Земле в более благоприятных условиях.