Почему православные против прививок. Православный врач-педиатр о прививках

Нужно ли и можно ли делать прививки детям и взрослым против гриппа, кори и других заболеваний, как к этому относится Русская Православная Церковь? Об этом рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности, председатель Общества православных врачей России епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

— Владыка, в Церкви одни говорят о пользе прививок, другие — о пагубных последствиях вакцинации. К чьему мнению прислушиваться?

— Нужно сказать, что никаких запретов на прививки Церковь никогда не устанавливала. Напротив, выходили специальные указы, предлагавшие архиереям и священникам разъяснять пользу прививок. Даже в программу обучения будущих священнослужителей в начале XIX века обязательно входили навыки прививания оспы. Широко почитаемый сегодня святитель Лука Войно-Ясенецкий, служа земским врачом, лично проводил вакцинации и противостоял действиям противников прививок.

— Время от времени СМИ сообщают об отказе людей от вакцинации или переливания крови. Как правило, речь в таких случаях идет о представителях сект. Не секрет, что даже в православной среде бытует мнение о том, что прививки опасны и вредны. Как к этому относиться?

— Вы правильно сказали, что делать прививки не хотят в основном представители разных сект. Вместе с вакцинацией они обычно отрицают и переливание крови. К сожалению, неосведомленность в вопросах медицины и доверчивость к сомнительным публикациям побуждают и некоторых православных отказываться от квалифицированной помощи врачей. Бывают случаи, когда люди начинают заниматься самолечением или обращаются к так называемым народным целителям. Обычно последствия оказываются плачевными и даже смертельно опасными.

— Владыка, а почему все-таки православным людям рекомендуется делать прививки? Ведь есть же опасности, не всегда прививки приводят к выздоровлению.

— Да, опасности есть. И о них нужно знать. Они подробно изложены в брошюре . Она издана Обществом православных врачей России и рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви. Там честно рассказывается о побочных действиях прививок и противопоказаниях при вакцинации. Но при этом опровергается ложное мнение о том, что православный человек должен вообще отказаться от прививок. Это неправильно и чересчур рискованно. Об этом говорят православные врачи, доктора и кандидаты медицинских наук, педиатры, аллергологи, иммунологи, эпидемиологи.

Люди, которые призывают совсем отказаться от прививок, мне кажется, поступают неправильно и в чем-то лукавят, может быть, неосознанно. Ведь если представить, что во всем мире не будут делать прививки, возникнет страшная ситуация. Вспыхнут эпидемии смертельных болезней, как это было в древности.

Когда человек живет в изоляции, вдали от больших городов, когда нет угрозы заразиться серьезной инфекционной болезнью, наверное, можно и не делать прививок. Но опять же здесь нужна осторожность и осмотрительность.

Очень важно в каждом конкретном случае учитывать состояние здоровья, совет опытного врача, эпидемиологическую ситуацию. Можно узнать, какая вакцина будет использоваться, кто ее производит, какие есть противопоказания. В каких-то случаях сами врачи говорят о недопустимости прививки для конкретного ребенка.

— А как можно обосновать прививки с богословской точки зрения? Ведь можно сказать, что болезнь — это воля Божия, и нам не стоит с ней бороться…

— Да, есть некоторые родители, которые говорят: «На все воля Божия, мы покропим святой водой, помолимся, и Господь нас убережет от заразы». Но они почему-то забывают о том, что и врачи существуют по Божией воле, и лекарства придуманы не без Божиего Промысла. Сам метод вакцинации, который помогает организму научиться побеждать болезни путем введения безопасного количества вируса, вполне допустим. Так, например, Господь допускает злу искушать нас в малой степени, чтобы мы научились побеждать его. Конечно, лекарства нужно принимать с молитвой. Конечно, нужно окроплять святой водой помещения, если есть опасность инфекции. Конечно, главное упование нужно возлагать не на врачей и лекарства, а на Бога. Но при этом нужно понимать, что именно через врачей и лекарства Бог может излечить наши болезни.

Книга «Вакцинопрофилактика у детей» была издана Синодальным отделом по благотворительности и Обществом православных врачей в 2011 году. В ней рассказывается о заболеваниях, чьей профилактикой являются прививки, перечисляются вакцины, указываются сроки прививок детей, приводятся противопоказания к вакцинации. На страницах сборника специалисты развенчивают псевдоцерковные и псевдонаучные суждения о недопустимости прививок.

Они обращают внимание на то, что вопреки расхожему представлению, вакцинация не расшатывает иммунную систему. Проведенные многочисленные исследования показали, что основным действием вакцин является формирование специфического иммунитета против конкретной инфекции. В клинических исследованиях установлено, что некоторые вакцины активируют неспецифические механизмы иммунитета, что приводит к снижению у привитых частоты инфекционных заболеваний в целом. Так же, как после инфекционных заболеваний, после вакцинации может наблюдаться некоторое ослабление иммунологической защиты организма, которое носит кратковременный и обратимый характер.

Вакцинные препараты могут содержать дополнительные вещества, которые используют в качестве консервантов, стабилизаторов, усилителей̆ иммунного ответа. Однако проведенные исследования и многолетняя практика свидетельствуют о том, что мизерные концентрации этих веществ, содержащиеся в вакцинах, быстро выводятся из организма человека и не оказывают какого-либо неблагоприятного воздействия.

Хотя в научной литературе имеется ряд публикаций о возможной взаимосвязи некоторых заболеваний (аутизм, диабет, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, лейкемия и другие) с прививками, научные исследования последних лет опровергают или ставят под сомнение причинную связь указанных заболеваний с вакцинацией. В частности, в нескольких десятках исследований было установлено, что частота аутизма не зависит от охвата вакцинацией. Наблюдение и анализ клинической ситуации показывает, что действительно у отдельных детей прослеживается временная связь развития или обострения хронического заболевания с прививкой. Однако, как правило, в этих примерах не учитывалось состояние ребенка перед вакцинацией и/или прививка делалась на фоне инфекционного заболевания. Например, бронхиальная астма в настоящее время не является противопоказанием к вакцинации, но прививки должны проводиться в состоянии ремиссии и на фоне адекватной̆ базисной̆ терапии заболевания. В противном случае может развиться обострение основного заболевания.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в 2008 году провел круглый стол на тему «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения». В Итоговом документе круглого стола по вакцинопрофилактике у детей, проведенном Синодальным отделом по благотворительности в 2008 году отмечается: «Вакцинация является мощным средством профилактики инфекционных заболеваний, включая и чрезвычайно опасные для человека. В ряде случаев прививки действительно вызывают осложнения, что чаще всего связано с нарушением правил вакцинации, использованием ее у ослабленных детей. Предупреждение этих осложнений является сугубо медицинской проблемой. Участники круглого стола призывают обратить самое пристальное внимание на недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви "антипрививочной" литературы, аудио- и видеопродукции».

Для профилактики гриппа рекомендуется ежегодно проводить прививку от сезонного гриппа вакциной, которая содержит антигены трех наиболее актуальных штаммов в данном году. Эффективность вакцинации составляет от 60 до 90% при условии массовой иммунизации. Установлено, что при массовой вакцинации снижается заболеваемость и среди непривитых.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Православный взгляд на иммунопрофилактику
Вакцинация детейВ настоящее время в средствах массовой информации нередко появляются сообщения, выражающие скептическое, а порой откровенно негативное отношение к иммунопрофилактике. Такая точка зрения в отношении прививок, к сожалению, зачастую находит отклик среди родителей, в том числе и православных. Недоверие, страх и настороженное отношение к вакцинации детей может быть связано с целым рядом причин. Приведу некоторые из них.

Недоверие родителей к иммунопрофилактике формируется в связи:

С возможностью поствакцинальных осложнений, заканчивающихся инвалидностью ребенка (причинами осложнений могут быть особые свойства вакцины, вызывающие побочные эффекты, а также индивидуальные особенности человека и различные технические погрешности при проведении вакцинации);
с недостаточной информированностью родителей об особенностях современных вакцин, а также незнание некоторых клинических проявлений нормальной реакции организма ребенка на введение вакцины;
с отсутствием у родителей знания собственных прав, а у врачей - своих обязанностей в отношении вакцинации.

Конечно, прививки небезопасны и иногда могут отрицательно повлиять на организм ребенка. Но все-таки они способствуют развитию у ребенка иммунитета к той или иной инфекции и необходимы в связи с неблагополучной эпидемической обстановкой в нашей стране. Главное - четко соблюдать все правила по подготовке к прививке и иммунизации, позволяющие избежать прививочных осложнений и знать об особенностях вакцинации против конкретных инфекций.

О вакцинации против краснухи

Краснуха в России, несмотря на проводимую в последние годы иммунизацию, все еще имеет широкое распространение. Oб этом свидетельствуют данные Роспотребнадзора, проводившего исследования о состоянии заболеваемости краснухой в нашей стране.

В исследованиях отмечается, что дети в возрасте до двух лет в 91,4% случаев не имеют защитных антител к вирусу краснухи.

У детей детсадовского возраста (до семи лет) антитела к вирусу не были обнаружены лишь в 40% случаев, а среди обследованных школьников менее 15% детей не имели в крови антител к краснухе - у остальных 85% антитела содержались в высоких титрах.

Скорее всего, они перенесли эту инфекцию в легкой форме без постановки диагноза и, следовательно, приобрели стойкий иммунитет к краснухе. Эти данные говорят о том, что вопрос о необходимости иммунопрофилактики против этой инфекции лучше решать после предварительного обследования ребенка на наличие у него специфических антител.

Вакцинация против краснухи в раннем детском возрасте, которую календарь прививок предписывает проводить дважды (в 12 месяцев и в 6 лет), не всегда целесообразна, так как в большинстве случаев эта инфекция протекает в легкой форме, не давая никаких осложнений. По этой же причине и женщинам, желающим забеременеть и получившим рекомендацию в женской консультации сделать прививку против краснухи, необходимо предварительно сдать кровь на наличие специфических антител, так как часто защитные антитела уже имеются, и прививка в этом случае не нужна.

О вакцинации против туберкулеза

Несмотря на всеобщую вакцинацию против туберкулеза, в России наблюдается рост заболеваемости, связанной с этой инфекцией. Это можно объяснить недостаточно высокой эффективностью вакцины БЦЖ (от лат. BCG, бацилла Кальметта-Герена, вакцинный штамм микобактерии туберкулеза - ред.) и изменчивостью важнейших биологических свойств возбудителя туберкулеза, таких, как степень болезнетворности вируса и его чувствительности к противотуберкулезным препаратам.

Но есть еще две причины, по которым следует относиться с большой осторожностью к вакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ. Во-первых, вакцина БЦЖ сама по себе может вызывать первичный туберкулез, что и явилось причиной отказа многих стран от ее использования. Во-вторых, в экспериментах, проводимых в Северо-Западном регионе России, было выявлено, что вакцина БЦЖ, которая применяется в настоящее время для иммунизации людей против туберкулеза, совершенно не обеспечивает эффективной зашиты против циркулирующих на Северо-Западе России микобактерий туберкулеза. Следовательно, необходимо не увеличение кратности прививок против туберкулеза, а срочное внедрение новых эффективных вакцин с учетом изменчивой структуры возбудителя и принятия мер по ограничению распространения особо устойчивых форм микобактерий.

Имеются данные, что среди детей, заболевших туберкулезом, около 80% были вакцинированы вакциной БЦЖ и около 30%- ревакцинированы этой же вакциной. В связи с этим применение вакцины БЦЖ становится спорным.

О вакцинации против гепатита B

Вирусный гепатит В - инфекционное заболевание печени, вызываемое одноименным вирусом и характеризующееся тяжелым поражением печени.
По действующему сейчас национальному календарю профилактических прививок первая вакцинация против вирусного гепатита В проводится в первые 12 часов с момента рождения. Но в отношении этой вакцинации нет однозначного мнения специалистов. Некоторые иммунологи считают, что прививка в этот период жизни совершенно необходима, потому что при заболевании в возрасте до года многие из заболевших становятся хроническими носителями вируса. Другие высказывают мнение, что прививать новорожденного просто недопустимо, потому как само появление ребенка на свет является большим стрессовым моментом, к тому же в крови малыша до 12-18 месяцев циркулируют материнские антитела, защищающие его от инфекции. Вакцинация в этом случае необходима тем детям, которые родились от матерей- носительниц вируса гепатита В или имеютi родственников с хронической формой этого заболевания.

В связи с этим вакцинацию против гепатита В можно рекомендовать в следующих случаях:

В закрытых детских учреждениях (интернатах, домах ребенка);
в социально неблагополучных семьях;
в семьях, где имеются больные острым или хроническим гепатитом В;
для защиты профессиональных групп риска (специалистов, деятельность которых предполагает контакте кровью и различными биологическими субстратами - хирургов; стоматологов, лаборантов и т.д.).

Как же правильно подготовить ребенка к прививке?

При правильной подготовке к вакцинопрофилактике риск развития осложнений сводится к минимуму. Для этого родителям следует:
заранее узнать о качестве предлагаемой вакцины и о том, какие побочные реакции она уже вызывала (при негативных
отзывах об этой партии вакцины следует узнать, в каком учреждении применяются вакцины, не дающие побочных эффектов, и там провести вакцинацию);
ограничить контакты ребенка с другими детьми и посторонними в течение как минимум недели до прививки;
свести к минимуму возможность простуды ребенка и потребления продуктов питания, которые могут вызвать аллергическую реакцию;
если у ребенка имеется склонность к аллергическим реакциям, то необходимо провести по согласованию с педиатром предвакцинальную противоаллергическую подготовку ребенка антигистаминными препаратами согласно возрасту и массе тела, начиная за 3–4 дня до прививки и продолжая в течение 2–3 дней после прививки.

При любых признаках недомогания или повышении температуры у ребенка за неделю до прививки нужно отменить ее и перенести на более благоприятное время; делать прививку следуетне ранее, чем через 4–6 недель после перенесенной простуды (ОРВИ) при условии благополучного состояния здоровья ребенка. Непосредственно перед прививкой врач обязан провести осмотр ребенка и собрать иммунологический и аллергологический анамнез. Родители должны сообщить педиатру о самочувствии ребенка в течение месяца перед иммунизацией, об имевшихся
ранее реакциях на прививки.

Принципы правильной вакцинопрофилактики

В современных условиях, особенно в городах, наши дети не избежно попадают в большие организованные коллективы - детские сады, кружки, школы. Скученность и тесный контакт между детьми приводят к высокому риску эпидемий инфекционных заболеваний. Поэтому вакцинацию ребенка все-таки следует проводить, но с соблюдением ряда условий:

Желательно до начала вакцинации определить напряженность иммунитета (то есть уровень специфической невосприимчивости организма в отношении определенного возбудителя инфекции - ред.). Если в крови имеются защитные антитела в высокой концентрации, то прививку делать не надо. Оценить напряженность иммунитета может иммунолог или участковый педиатр;
при вакцинации по возможности должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому ребенку как в отношении срока начала иммунизации и прививочного календаря, так и в отношении используемых препаратов;
при назначении прививок в первую очередь следует учитывать физическое состояние ребенка и готовность иммунной системы дать полноценную реакцию;
для вакцинации должны использоваться высокоиммуногенные (вызывающие формирование в организме специфических антител - ред.) и ареактогенные (с отсутствием побочных действий - ред.) препараты, которые дают полноценную защиту от инфекции с минимальным риском для здоровья.

Кроме этого, основываясь на разработках современных научных исследований в области биоэтики и медицины, Общество православных врачей Санкт-Петербурга рекомендует следующее:

Вопрос о прививке ребенка в первую очередь следует решать самим родителям. Если родители хотят привить ребенка, им нужно определить совместно с педиатром, когда и где это лучше сделать.
Еще до рождения малыша позаботиться о том, чтобы предохранить ребенка от инфекций. Родители (и в первую очередь будущая мать) должны вести здоровый образ жизни, правильно и полноценно питаться, чтобы укрепить начинающую функционировать еще до рождения иммунную систему ребенка, которая и предназначена защищать его от любой инфекции.
Заранее, если подошел срок родов, будущие родители должны решить вопрос о прививке своего ребенка от туберкулеза и гепатита В, которую обычно осуществляют в роддоме, сразу же после его рождения. Если родители решили не прививать ребенка на первой неделе его жизни, то тогда они должны заранее написать письменный отказ от прививок и передать его медперсоналу род дома при поступлении роженицы. Ранняя (в роддоме) вакцинация детей против туберкулеза (БЦЖ) и гепатита В связана с доступностью для исполнения и максимального охвата прививками, так как здесь можно охватить вакцинацией почти всех ново рожденных детей, причем иногда и без ведома родителей, которые порой даже не подозревают, что их ребенок уже вакцинирован.
Начинать вакцинацию детей лучше как можно позже, независимо от рекомендаций действующего национального календаря прививок. Следует также учитывать, что дети первого года жизни, находящиеся на естественном вскармливании, получают дополнительную защиту от инфекций с грудным молоком.
Прививать ребенка следует только при условии полного здоровья, когда иммунная система может дать полноценный, защищающий от инфекции ответ на вводимую вакцину, так как качество вакцинации (то есть защита ребенка от инфекции) будет зависеть от состояния его иммунной системы и общего состояния здоровья.
Родители должны удостовериться, что вводимая вакцина сертифицирована, безвредна, высоко иммуногенна, то есть
позволит организму выработать высокий защитный уровень антител, а персонал, который проводит вакцинацию, имеет
достаточно высокую квалификацию, выполняет работу по совести и не нанесет вреда своей некомпетентностью. Ни в коем случае не вакцинировать своего ребенка живой вакциной против полиомиелита, которая может вызвать у человека так называемый вакциноас социированный полиомиелит (полиомиелит, вызванный вакциональными микроорганизмами - ред.), а применять только убитую вакцину, имеющую сертификат и достаточный срок годности.
Д ля вакцинации ребенка лучше обращаться в специализированные медицинские учреждения - центры вакцинопрофилактики, в которых имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку. В подобном центре до начала вакцинации квалифицированные специалисты собирают подробный анамнез, фиксируют состояние здоровья малыша и его иммунной системы, его окружение, условия быта, которые могут повлиять на исход вакцинального процесса. После этого определяется препарат и индивидуальная схема вакцинации, а если потребуется, то и пред вакцинальная подготовка и обязательное последующее врачебное наблюдение в поствакцинальный период.

Когда не следует проводить вакцинацию

В роддоме, в первые 12 часов с момента рождения (см. раздел «О вакцинации против гепатита В»);
в период, когда иммунная система не способна адекватно отреагировать на вводимую вакцину;
при наличии в организме в высокой концентрации специфических антител к инфекции, против которой проводится
вакцинация;
при наличии у ребенка острых вирусных или острых кишечных инфекций (даже на фоне отсутствия температурных
реакций);
при наличии хронических инфекций, которые могут ухудшить состояние ребенка;
против краснухи в раннем возрасте (в 12 месяцев, 6 лет);
при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, легочной системы, аллергических состояниях;
при наличии неадекватных реакций на предыдущее введение вакцины.

Церковь и медицина

Следует помнить, что проблемы, связанные с вакцинопрофилактикой - это не церковные, а медицинские вопросы. Сегодня малоцерковные и невоцерковленные люди, по сути являющиеся церковными неофитами, искусственно втягивают Церковь в решение проблем, не относящихся к области вероучительных истин. Многие православные родители, прежде чем делать ребенку прививки, советуются со своими духовниками и получают порой диаметрально противоположные благословения; что вносит раздор в церковную среду. Однако стоит напомнить, что в решении этой проблемы, прежде всего, необходимо учитывать саму ценность дара жизни, данного человеку Богом и высокую вероятность смерти, связанную с особо опасными инфекциями. В связи с тем, что в вопросы вакцинации втягиваются многие священнослужители, данная проблема затрагивает область пастырского богословия. В таком ракурсе противоречия между различными точками зрения духовников не имеют принципиального характера, так как Промысл Божий в отношении каждого человека особый. Поэтому если один священник благословил свое духовное чадо на прививку, а другой не благословил, это не противоречит воле Божией в отношении конкретного ребенка. И один и второй могут быть правы, так как все случаи индивидуальны, и разногласий на этой почве не должно возникать.

В заключение хотелось бы сказать: «Родители! В конечном итоге, делать себе или детям прививки- решать только вам. Вы, и только вы, несете персональную ответственность перед Богом как за свою жизнь, так и за жизнь своих детей».

Литература:
1. Пантелеимоновский листок. Протоиерей Сергий Филимонов. Православный взгляд на вакцинопрофилактику. С.-Петербург, 2008.
2. Православный женский журнал «Славянка», сентябрь-октябрь 2007.

Протоиерей Сергий Филимонов,
доктор медицинских наук, председатель
Общества православных врачей Санкт-Петербурга
Дата публикации: 13 Июля 2009
Автор статьи: Протоиерей Сергий Филимонов

Последнее время в православной среде все чаще звучит совет: «Не делайте!». В монастырях, на приходах и в церковных лавках стала активно распространяться литература и видеопродукция антипрививочного движения. Как ни странно, но медицинский по существу вопрос стал «яблоком раздора» в среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?

Этой проблеме был посвящен доклад кандидата медицинских наук, педиатра, клинического фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога противотуберкулезного диспансера № 12 Санкт-Петербурга С.В. Федорова, прозвучавший на II Всероссийском съезде православных врачей в Воронеже.

Любое действие, как известно, рождает противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то выяснится, что антипрививочная кампания стартовала следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.

В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года, после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь укол», в которой вирусолог Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат биологических наук Г.П. Червонская является лидером антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее публикаций в прессе на закате советской власти спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время.

Сегодня антипрививочное движение в нашем государстве переживает период очередного расцвета. Являясь частью международного процесса, оно старается привлечь на свою сторону и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки биоэтическое обоснование.

«Безусловно, существует целый ряд медицинских проблем, которые влияют на возникновение и стимулируют активность антипрививочного движения, — отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. — Это и развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые могут привести к болезни здорового ребенка; и использование вакцинных препаратов, которые часто вызывают прививочные реакции и могут приводить к серьезным осложнениям; и формальный подход к иммунопрофилактике, при котором не учитываются индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие полноценного информирования о прививке, из-за чего родители ребенка не получают объективную информацию о необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее, возможных реакциях и осложнениях; и административные методы решения медицинских вопросов, в частности, регламентирование уровня охвата прививками».

Если обобщить постулаты лидеров антипрививочного движения, то сводятся к следующим утверждениям:
— эффективность вакцинопрофилактики не имеет доказательной базы;
— вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
— вакцины содержат крайне опасные токсические компоненты;
— развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
— массовая вакцинация выгодна только производителям препаратов;
— органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных осложнениях;
медицинские работники не прививают своих детей.

В качестве одного из примеров, опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А. Дронов привел данные исследования о динамике заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень быстрому снижению заболеваемости корью более чем в четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008 год в России было зафиксировано всего 27 случаев заболевания корью.

Православные медики крайне обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые, выступая на различных православных форумах, ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках XIV международных Рождественских образовательных чтений Г.П. Червонская сделала доклад на тему «Прививки и здоровье детей», а также провела семинар на тему «Прививки: мифы и реальность» в Марфо-Мариинской обители.

Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованым Синодальном отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции.

Следом за этим обсуждением последовало совместное заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. Врачи православного вероисповедания, основываясь на евангельском учении и научном знании, видят следующие пути решения возникающих проблем:

— совершенствование практики вакцинопрофилактики: использование более безопасных вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии, строгое соблюдение законности и медицинских правил при проведении вакцинации, предоставление объективной и полной информации, в том числе по осложнениям, регистрация и анализ нежелательных реакций на вакцинацию, адекватная социальная защита при поствакцинных осложнениях;

— просветительская деятельность: формирование общественного мнения о пользе вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная критика выступлений антипрививочного движения, как в профессиональных, так и в массовых изданиях.
На II съезде Общества православных врачей России в Воронеже было принято решение организовать активную медико-просветительскую деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Здравствуйте, отец Алексий! Я знаю, что в Церкви нет однозначного отношения к прививкам, и вопрос касается моих сомнений. Как медсестра, я раньше относилась к прививкам,как к обязательным для всех по показаниям. А как, с недавнего времени, православная мама теперь отношусь неоднозначно, и вся в сомнениях... Уже прошли все сроки, готовимся к садику и надо принимать решение. Решила,что спрошу у батюшки, если благословит - сделаю, не благословит-не буду. А батюшка сказал: Я не знаю, как врач скажет, и не благословил. Муж говорит, что это означает,что надо прививки делать, ведь врач "за", а я вся в сомнениях по поводу решения батюшки(не духовник,такого нет).

Здравствуйте!

Церковь ведёт своих чад к Богу, к вечной жизни! Вакцинация не может ни помочь в этом деле, ни помешать - это вопрос телесного здравия. К Богу может привести и отсутствие телесного здоровья, порождающее смирение и искупительные страдания, а так же и отменное здравие может быть средством ко спасению - сильный, здоровый человек может сделать оооочень много добрых дел в служении ближним!

Потому, если человек с молитвой приступает ко всему, даже и к прививкам, прося у Бога управить всё ко благому, то последствия от прививки будут, по милосердию Божьему, полезны родителям и ребёнку, вне зависимости от того, получит ли ребёнок избавление от страшной болезни, или безвозвратно потеряет здоровье, или если в результате вакцинации не произойдет ни первого, ни второго. Вот потому мнения РПЦ относительно профилактической вакцинации в настоящее время не существует. Если появятся зловредные прививки, препятствующие нашему спасению, церковь обязательно скажет своё слово.

Я могу высказать своё личное мнение, как православного христианина с медицинским образованием, имеющего веру во благой промысел Божий.

Если верить интернету, то нас может ожидать один из трёх вышеизложенных вариантов с равной степенью вероятности. Потому, на мой взгляд, в современных условиях, при отсутствии каких-то особых показаний к прививкам, делать их крайне неразумно! Если потеря здоровья ребёнка может произойти и в результате вакцинации и в следствие её отсутствия, мне кажется, добровольно подставлять ребёнка под этот, не изученный до конца, домоклов меч, может человек только по неразумию.

И ещё один аспект этого вопроса. Мы знаем, что множество православных, получив от медиков удостоверение, что они больны неизлечимой болезнью и жить им осталось весьма ограниченный срок, получают исцеление от Бога через церковные таинства и святыни! Потому, к определённому сектору медицинских знаний у меня нет никакого доверия. Пошатнулось оно с получением медицинского образования, а исчезло с приобретением жизненного опыта и опыта мистического в лоне церкви. В связи с этим я не считаю профилактическую вакцинацию необходимым действием для поддержания здоровья детей, а напротив, в связи с участившимися случаями неблагоприятных для здоровья детей последствий прививок, считаю их на данный момент вредоносной процедурой.

Мы все хотим нашим детям здоровья. Мы хотим для них светлого и благополучного будущего. И не только в этой, временной жизни, но и в вечности. Но, что необходимо для нашего вечного благополучия, что принесёт нам временное счастье, достоверно знает один Господь Бог. Мы можем соглашаться на прививки или нет, но если мы действительно желаем блага нашему ребёнку, Господь пошлёт ему то, что для стяжания благодати Божьей ему понадобиться! Если крепкое телесное здравие, то его, а если тяжкую болезнь, то болезнь, причём, или в результате вакцинации или из за её отсутствия.

Потому позиция православного человека относительно любого аспекта нашего земного бытия должна базироваться на вере в вечное бытие, благость и человеколюбие Божье, на рассудительности и молитвенном уповании на милосердие нашего Небесного Отца. Тогда, если мы помолившись и взвесив все объективные данные, касающиеся нашего ребёнка, будем прививать его или не прививать результат будет именно тот, который принесёт нам и нашему чаду ту непреходящую радость, которой желает каждый живущий человек.

Помощи Вам Божьей!

Спаси Господи!Очень благодарна за такой развёрнутый ответ!

http://www.babyblog.ru/community/post/pravoslav/1329666

Священника Нижегородской епархии Михаила Зазвонова, руководителя епархиального отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями, иногда в шутку называют «главным акушером-гинекологом епархии». Отец Михаил уже давно занимается деятельностью в защиту материнства и детства, с 2004 года возглавляет Центр детства и родовспоможения во имя преподобного Серафима Саровского, поэтому с вопросами, связанными с вакцинацией, ему приходится сталкиваться в своей пастырской деятельности чаще других священников.

Проблема: религиозный и светский аспекты

Отец Михаил, во многих православных семьях в связи с рождением ребенка встает вопрос: нужно ли его прививать, и если «да», то когда и как?

Я не медик, но как епархиальный чиновник, по долгу службы занимающийся взаимодействием с медицинскими учреждениями, могу сказать, что проблема вакцинопрофилактики остро обсуждается внутри медицинского сообщества. Мнения разделились, и сейчас среди медиков существуют да фронта - «за» и «против» этого явления.

Вакцинопрофилактика в нашей стране имеет серьезную традицию, благодаря ей мы спаслись от многих болезней. Однако и на это некоторые специалисты возражают, что улучшение ситуации произошло не столько за счет вакцин, сколько за счет совершенствования всей системы здравоохранения в целом. Как видим, даже в этих оценках нет однозначности.

Если мы откроем старые учебники, то увидим там огромный список противопоказаний к вакцинам. Сегодня их как будто и не было. Сторонники вакцинации говорят, что технологии усовершенствовались, отсюда снижение противопоказаний. Противники же вакцин, напротив, утверждают, что количество побочных эффектов не только не уменьшается, но увеличивается. И что официальная система здравоохранения ныне не заинтересована их фиксировать; более того, когда появляется что-либо подобное, это не относят к действию вакцин. Как, например, в случае с широко обсуждаемой проблемой воздействия вакцин на центральную нервную систему ребенка.

Сторонники вакцин нередко пытаются обвинить православных в формировании нездоровой оппозиции, чуть ли не в мракобесии.

Это в корне неверно. Во-первых, потому что, как я уже сказал, тревогу забили сами медики, причем не только отечественные, но и зарубежные. Во-вторых, ни в одном указе правящего архиерея, ни в одном официальном издании Московской Патриархии на тему вакцин нет ни слова.

- Почему?

Да потому что это вообще не тема Русской Православной Церкви. Церковь занимается душепопечением: спасением людей в вечности. Ей достаточно тех вопросов, где имеются принципиальные разногласия современной медицины с учением Церкви: экстракорпоральное оплодотворение и гормональная контрацепция, которая имеет абортивный характер, собственно аборты, эвтаназия. Проблема же вакцин в полном смысле этого слова не религиозная, неэтическая, поскольку мы не можем сказать, что после принятия вакцин человек не попадет в Царствие Небесное. Но как граждане, неравнодушные к судьбе своего земного отечества, многие священнослужители тоже озабочены этой проблемой.

Священники в своей массе - это многодетные родители и при этом достаточно трезво настроенные люди, образованные, с активной жизненной позицией, поэтому неудивительно, что они раньше других родителей засомневались в вакцинации как в панацее от всяких бед, первыми заинтересовались мнением ученых - противников вакцин.

Вот цитата научной статьи из одного авторитетного западного журнала: «Контаминированные вакцины небезопасны, так как в организме человека микоплазмы способны вызвать респираторные и урогенитальные заболевания, артрит и иммунодефицитные состояния, а также активизировать многие вирусы, в том числе онкогенные и ВИЧ» (см.: Lo S.C. Mycoplаsmas and AIDS \\ Mycoplаsmas: molekular biology and pathogenesis\ Eds J. Maniloff et al. Washington. 1992. P. 525-548; цит. по: Прозоровский С.В., Раковская И.В., Вульфович Ю.В. Медицинская микоплазмология. М., 1995. С. 288).

А вот авторитетное мнение отечественных исследователей: «Микоплазменная контаминация вакцин, предназначенных для широкого применения, может быть опасна по причине известной способности микоплазм изменять антигенные детерминанты макроорганизма и вызывать аутоиммунные реакции» (см.: Борхсениус С.Н., Чернова О.А., Чернов В.М., Воинский М.С. Микоплазмы: молекулярная и клеточная биология, взаимодействие с иммунной системой млекопитающих, патогенность, диагностика. СПб., 2002).

Получается, что православные пастыри в условиях излишнего оптимизма официальной медицины берут на себя функцию работников здравоохранения и предупреждают верующих о негативных сторонах явления?

Когда после рекламы прививок, шквалом обрушивающейся на мать в поликлиниках и больницах, она получает другую, прямо противоположную информацию, конечно, у нее возникает больше вопросов, чем ответов. И что потом возразить матери, если после «безопасной» прививки у ее ребенка температура 40°?

Да, медицине надо будет серьезно постараться, чтобы снять сомнения у такого достаточно опытного в вопросах деторождения слоя нашего общества, как духовенство.

Священники - это такие же пациенты, только, как вы справедливо заметили, наиболее требовательные, сознательные. Но, повторюсь, каждый пастырь в этом деле действует сам по себе, поскольку вакцинация не является вероучительным вопросом.

Вот и я могу говорить только как отец своих детей, как священник, который постоянно общается с матерями, но не от лица всей Церкви. Я говорю о том, как меня лично эта проблема задевает.

Что нам в них не нравится

- Что вам не нравится в вакцинопрофилактике?

Например, как составлен календарь вакцинации. Почему, например, в течение первых же пяти часов жизни ребенка (!), когда его иммунный статус еще не сформирован, ему необходимо пройти вакцинацию от гепатита? Не только я, но и многие педиатры, которых я знаю, недоумевают по этому поводу.

Что, если у ребенка имеется серьезное заболевание, которое еще пока не успел обнаружить врач? Что, если на фоне вакцины оно усилится, усугубится, приведет к инвалидизации, к смерти? Мы не можем сказать, какие у новорожденного нарушения здоровья. Об этом станет ясно при наблюдении его развития в динамике. Ведь за пять часов даже результаты анализа невозможно получить.

Мне не нравится, с какой легкостью сейчас при тех или иных заболеваниях ребенка производят вакцинацию. У малыша температура, а ему делают прививку. Потому что есть план максимальной иммунизации. И конкретный ребенок никого не интересует, важно отчитаться.

- К чему бы вы призвали родителей?

К ответственности и трезвению. Если они идут на вакцинопрофилактику, то должны понаблюдать за своим малышом, согласовать с врачом медикаментозные средства, которые могли бы смягчить реакцию на введение вакцин. Ведь возбудитель инфекции - это чужой агент, против которого детский, еще не окрепший организм должен выработать антитела. Это стресс для ребенка, его надо смягчить, и уж, во всяком случае, делать прививку только тогда, когда ребенок здоров. Нельзя бездумно идти на поводу у красочной рекламы. Ведь на весах жизнь и здоровье вашего ребенка!

Если ваше материнское сердце что-то тревожит, если ребенок недавно переболел, у него слабое здоровье, не потрудитесь сходить не только к своему лечащему врачу-педиатру, но и к другому специалисту.

Каждый препарат имеет побочные действия. Возьмите аннотацию к этой вакцине, посмотрите ее. Это ваше право - право на информацию, не бойтесь, задайте свой вопрос педиатру.

Ответственность родителей

- А что вы, как пастырь, скажете тем людям, которые итак настроены жестко против прививок?

- Никто не имеет права ничего навязывать родителям , потому что в любом случае ответственность лежит на матери. Но, с другой стороны, и мать не специалист. Поэтому нужно иметь информацию от врача. Если мать не удовлетворена полученной информацией или видит незаинтересованность специалиста или не доверяет ему, то она имеет право пройти беседу с другим специалистом, которому доверяет.

- А есть ли реальная опасность для здоровья в случае непрививания?

Мы все вакцинозависимые люди. Мы находимся в таком инфекционном поле, что, быть может, даже не можем жить без вакцин. Мы помним, как в 1990-е годы в результате медицинской ошибки эпидемия дифтерии унесла жизни тысяч детей. Если создастся определенная прослойка людей, которые не вакцинированы по тому или иному заболеванию, то кто даст гарантию, что сегодня не будет провокаций со стороны недоброжелателей России?

Но получается такой интересный момент. Те пастыри, которые не благословляют свою паству делать прививки, обязательно предлагают им другие меры безопасности, такие как закаливание, обливание, или же духовные - причастие, жизнь по уставу Православной Церкви.

Люди в большинстве своем склонны идти по самому легкому пути. Они и прививок не сделают, и мер духовной безопасности также не предпримут.

Заложниками сложившейся ситуации, когда здравоохранение по сути самоустранилось от ответственности, предоставив дело фармацевтическим компаниям, становятся малоимущие слои общества, социально неблагополучные семьи, которые не имеют возможности для маневра.

Когда священник видит у родителей замешательство и сомнение, то здесь, как и во всяком другом вопросе, он должен предложить молитву, душепопечение, пригласить их на исповедь и причастие.

Болезнь ребенка носит онтологический, бытийный смысл для родителей, семьи, причем не только в первом, но и втором поколении.

- Значит, что-то не в порядке в семье?

Церковь учит отношению православной семьи к болезни ребенка: семья вся встает на молитву, родители просят Бога о прощении, прежде всего, своих грехов. Если ребенок плачет, значит, через него Сам Господь стучится в наше сердце, значит, нужно что-то исправить.

Откуда недоверие к медицине?

- Призвание пастыря - быть совестью общества. С вашей точки зрения, почему у людей недоверие к медицине?

Сейчас у людей вообще недоверие ко всему: к СМИ, к правительству. Разве раньше было такое недоверие к соседям? Разве родственники судились между собой? Это дефицит любви, который отражается на всех сферах жизни общества. Раньше к милиционеру было отношению как к защитнику, а теперь как к члену коррумпированной структуры.

- Но ведь и собственно в медицине многое изменилось?

Изменились подходы и к диагностике, и к подбору лекарств. Раньше было доверие к врачу, он был диагност и ставил диагноз, исходя из своей врачебной интуиции. Это был комплексный вывод, следующий из оценки состояния здоровья пациента в целом. Сейчас готовые препараты вытеснили все, что раньше приготавливалось индивидуально для каждого больного в аптеке. Если у человека заболело что-то в животе, ему дают таблетку от живота, если закашлял - микстуру от кашля. Все унифицировано - и диагностика, и подбор лекарств, и во враче, получается, и потребности-то уже вроде бы как и нет.

- Врач становится дистрибьютером той или иной компании.

Причем дело здесь даже не в злом умысле. Это коммерческо-договорные отношения, которые на самом деле и легли пропастью между теми отношениями пациент-врач, которые сложились в советском обществе.

Я как-то спрашивал у профессора из Германии: «Сколько раз вы видитесь с пациентом?» - «В начале и в конце лечения». - «А что вы делаете?» - «Подписываю договор, а потом акт приемки выполненных работ». - «И все?» - «А что еще нужно? У нас, - он говорит, - совершенная диагностическая машина». Но где любовь, где сердце? Машина ведь никогда не сможет заменить целостное восприятие больного и интуицию врача.

- Конвейер получается.

В России на все это накладывается еще и несовершенство техники и недостаточная укомплектованность ею больниц и поликлиник. А откуда возникнет доверие к чужому человеку, которого больной даже не видит? И врач здесь не виноват. Сейчас большинство людей относится к своей профессии с точки зрения личной выгоды. Логика такая: я работаю не потому, что люблю свою профессию, помогаю людям, государству, а потому, что зарабатываю деньги. Понятно, что зарабатывать - нужно. Но раньше это было в комплексе, сейчас же больной, прежде всего, недополучает от медиков милосердия и любви.

И все же…

- Многие верующие видят в вакцинации заговор, диверсию.

Я бы не хотел об этом говорить, потому что отсутствует доказательная база.

- Откуда же берутся подобные подозрения?

Думаю, что люди рассуждают по аналогии с такими явлениями, как, например, деятельность Российской ассоциации планирования семьи, которая на протяжении целого десятилетия 1990-х годов, прикрываясь авторитетом власти и выступая якобы от лица власти, занималась форменным растлением молодежи: уроки сексуального «просвещения», программы по контрацепции, по стерилизации, популяризации абортов. Это привело к тому, что сформировалась установка на малодетность, молодые люди перестали вступать в брак.

То есть по аналогии у людей возникает подозрение, что и в современной повальной вакцинации тоже заинтересованы некие силы, недружественные России, но только эти «козни» сложнее вычислить, потому что вопрос имеет больше специфики и понятен лишь специалисту?

Я не утверждаю, что в отношении вакцин все обстоит, как и с РАПСом. Дай Бог, чтобы это было не так.

Получается, что вместо закаливания, вместо пропаганды здорового образа жизни проповедуется прививка и внушается мысль, что она, как панацея, ото всего спасет.

Да не спасет она от всех болезней, если человек не следит за своим здоровьем, причем не только физическим!

Но логика рассуждений навязывается такая: сделал прививку - можешь жить спокойно. Получается некий идол, но ведь вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира».

Тезис о том, что вакцинация - это слишком просто и слишком хорошо, это часть информационной кампании сторонников прививок. Да, необходимо доносить до людей информацию, но если делать это только в рекламной оболочке, то подозрения будут лишь множиться.

Работникам здравоохранения нужно проводить разъяснительную работу, говорить с родителями напрямую, правдиво, не скрывая побочных действий и противопоказаний.

Пока же врачи зачастую просто рекламируют тот или иной продукт, потому что так им объяснили менеджеры фармацевтических компаний. Врачи могут быть совершенно искренними, но где здоровая рациональная критика? Где ответственность врача? Люди же не верят всему, что им из телевизора говорят в рекламных роликах нанятые актеры?

Когда мне или моему духовному чаду в ответ на его сомнения с голливудской улыбкой заявляют: все будет о-кей! - то вопросов у меня или у другого пастыря появляется еще больше. Мы не привыкли так. Без вопросов мы можем доверять только одному Богу.